Молодежная политика в России
Государственная молодежная политика в Российской Федерации имеет свои корни. В условиях СССР главным организационным институтом по работе с молодежью являлся комсомол. ВЛКСМ был мощным общественным объединением, влиявшем на все стороны жизни молодого поколения, тесно взаимодействовавший с органами государственной власти, профсоюзами. В комсомоле сочетались и самодеятельность, и инициатива, и идеологическое принуждение, и дисциплина на основе требований к членам ВЛКСМ. Фактически ВЛКСМ являлся общественно-государственной системой, проводившей соответствующую политику государства по отношению к молодежи[1].
Первые шаги перестройки в СССР и Российской Федерации сопровождались попытками выработки сильной социальной политики, важным направлением которой в результате многолетних дискуссий была признана молодежная политика. В мае 1991 г. был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики».
Подготовка и принятие этого Закона сыграли важную роль в становлении современной государственной молодежной политики. В структуре государственных органов под его воздействием создавались комиссии, отделы по делам молодежи, которые занимались в том числе разработкой комплексных целевых программ «Молодежь». Таким образом, к моменту принятия Декларации о суверенитете Российской Федерации в целом ряде регионов имелись государственные органы по работе с молодежью. Была введена должность полномочного Представителя Правительства РФ по делам молодежи, но остро ощущалась потребность в образовании федерального органа.
В июле-августе 1992 г. молодежные организации провели Общероссийскую акцию «Хотим быть услышанными», что явилось прологом к проведению 4 сентября 1992 г. встречи Президента РФ с представителями общероссийских детских и молодежных организаций, руководителями областных комитетов по делам молодежи. По итогам этой встречи Президентом был подписан Указ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В соответствии с Указом Президента от 29 октября 1992 г. в целях формирования и проведения единой государственной молодежной политики, а также для координации деятельности государственных органов в сфере молодежной политики, было подписано постановление Правительства Российской Федерации об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета Российской Федерации по делам молодежи.
Вопросы государственной молодежной политики неоднократно ставились в Государственной Думе при обсуждении законопроектов, рассматривались на заседаниях Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
16 мая 1995г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания «О реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Важное значение имело принятие в самом конце 1995 г. Семейного кодекса Российской Федерации, в котором впервые в обобщенном виде представлены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» от 24.11.95 установлена новая граница возраста, с которого допускается прием на работу, - 15 лет (раньше 16 лет), введено запрещение на использование труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственности и др[2].
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.07.95 ввел важные механизмы субсидирования таких объединений, их включения в систему формирования и реализации государственной молодежной политики. В связи с принятием данного закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 9.10.95 № 991 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений». Сформировалась правовая основа для партнерских действий органов государственной власти с организованным молодежным движением.
Ряд важнейших дополнений, защищающих интересы молодежи, был внесен в федеральные законы «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об основах градостроительства». В законы «Об образовании», «О некоммерческих организациях» были также внесены изменения, учитывающие позицию органов по делам молодежи. К сожалению, следует отметить, что исполнение этих законов оставляет желать лучшего.
5 декабря 2001 года на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи была одобрена «Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации». Согласно которой молодежь была определена как объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества[3], а государственная молодежная политика как внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства, призванная поддерживать молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства.
- Концепция государственной молодежной политики в РФ. Основные принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Приоритетные направления и основные механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития:
- Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни:
- Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей:
- Государственная поддержка молодых семей:
- Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации:
- Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений:
- Управление в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации.
- Молодежная политика на Ставрополье. Демография и здоровье молодежи
- Молодежь на рынке труда
- Студенческие отряды и ученические производственные бригады
- Трудоустройство выпускников
- Молодежь в системе образования
- Молодежь в системе общего образования.
- Положение молодежи в системе профессионального образования.
- Досуг детей, подростков, молодежи
- Оздоровительно-образовательные учреждения, клубы, площадки.
- Программы деятельности учреждений дополнительного образования
- Реализация молодежной политики в сфере культуры
- Поддержка талантливой молодежи
- Физическое воспитание молодежи. Организация физического воспитания в образовательных учреждениях
- Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
- Организация работы с молодежью призывного и допризывного возраста
- Работа со студенческой и учащейся молодежью
- Организация физкультурно-спортивной работы в сельской местности
- Физическая культура и спорт среди инвалидов ВОС, ВОГ, ВОЙ
- Патриотическое воспитание молодежи
- Участие молодежи в общественной и политической жизни
- Создание системы информационного обеспечения молодежной политики
- Заключение
- Приложения
Другое по теме:
Понятие социального класса и социального слоя
Что же «ориентирует» большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их ...
Предпосылки возникновения социологии
Любая наука имеет свою историю. Она может быть длинной или короткой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или привлекать внимание широкой общественности ...
Социальная роль
Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий ...