Социология предпринимательства
Что понимать под предпринимательством? Как оценить суть этого вида людской деятельности, которая содержит широкий спектр экономических, юридических, социальных, психологических, культурно-исторических моментов?
Предпринимательство как метод хозяйствования широко известный в странах с развитой рыночной системой, а у нас в Украине оно находится только на первых этапах своего становления.
Общепринятым во всем мире есть определение предпринимательства, данное известным экономистом Йозефом Шумпетером (1883-1950). Предприниматель – это хозяйственный субъект, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве и обороте, внедрение разных нововведений. При этом под понятием «осуществление новых комбинаций» понимается такое использование производственных ресурсов, которое обеспечивает производство нового неизвестного потребителям товара или создания его нового качества, внедрения новых технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, а также проведения организационных изменений хозяйственных форм. Задача предпринимателя – организовать эффективное производство, умело управлять и наполнять рынок высококачественными товарами и услугами.
Предпринимательство – это инициатива, связанная с риском, экономическая деятельность с целью осуществления инноваций и достижения высокого социально-экономического эффекта начатого дела.
Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная деятельность лиц, являющихся владельцами средств производства, направленная на производство товаров и услуг ради получения прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность (либо под имущественную ответственность юридического лица – предпринимателя).
Предпринимательство – это и есть реальное воплощение предпринимательской деятельности в конкретных социально-экономических условиях определенной страны.
Именно предпринимательская деятельность – активная, инициативная, творческая, рискоопасная и эффективная – является тем живительным источником и мощным двигателем, который может объединить все названные выше ресурсы и факторы производства в единый и целенаправленный поток производственной деятельности.
Предпринимательская деятельность – это деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими от своего имени, на свой риск и под свою ответственность, направленная на производство материальных и духовных благ и услуг в целях систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи другим лицам или организациям.
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные граждане, обладающие полной дееспособностью, так и любые по численности добровольные объединения людей (партнеров) – коллективный предприниматель.
Субъектами предпринимательской деятельности – предпринимателями – могут быть граждане, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, а также юридические лица всех форм собственности. Таким образом, предпринимательская деятельность может осуществляться как отдельными индивидами (частными лицами), так и группами лиц, связанными между собой договорными обязанностями, – акционерными обществами, арендными коллективами, кооперативами. Относительно определенных лиц законодательство Украины предусматривает ограничения в занятии предпринимательством. Не допускается занятие предпринимательской деятельностью для таких категорий граждан: военнослужащие, служащие лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, которые призваны осуществлять контроль над деятельностью предприятий. Не могут быть зарегистрированы как предприниматели лица, которые имеют непогашенную судимость за кражу, взятки и другие вещественные преступления.
Объектом предпринимательства является определенная производственная и коммерческая деятельность, которая не противоречит действующему законодательству. Как и во всем мире, в Украине существуют ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности. Это касается, например, запрета изготовления и реализации наркотических средств, оружия, взрывных веществ, изготовления денежных знаков и ценных бумаг.
По данным социологических исследований, в западных странах высказывают желание быть предпринимателем лишь 3-5% трудоспособного населения; 95-98% не хотят быть предпринимателями. Почему? Потому, что быть предпринимателем не так просто. Необходимо нести большую ответственность за свой бизнес, много работать для достижения цели, эффективно управлять производством и т.д. Для предпринимателя основным есть критерий риска; предприятие связано с действием многих неизвестных факторов. Доход, который предприниматель получает, - это доход, связанный с риском.
Для экономики Украины проблема сегодня состоит не столько в расширении числа предпринимателей, сколько в качественной смене самого характера их деятельности – большей направленности на производственные цели, приобретении более цивилизованных форм. Ф.Хайек подчеркивал, что часть частных лиц, которые готовы попробовать новые возможности (если это, как им кажется, обещает улучшение их положения и если им не мешает давление со стороны одноплеменников), всюду почти одинакова. Порождая столько разногласий, отсутствие духа предпринимательства во многих молодых странах является не прирожденным свойством их жителей, а последствием ограничений, которые накладывают существующие традиции и институты.
- Социология предпринимательства: сущность, функции, задачи
- Характерные черты экономического поведения предпринимателя
- Внешняя среда и стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности
- Предприниматель как продукт национальной экономической культуры
- Экономическая глобализация и поведение предпринимателей
- Социология предпринимательства в Украине
- Заключение
Другое по теме:
Структурная группировка
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо изменяющемуся признаку. С помощью таких группировок могут изучаться: состав населения по по ...
Иерархия статусов. Статусные коллизии. Социальный престиж статуса.
Статусы в обществе иерархизированы.
Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу стратификации данного общества.
Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретн ...
Результаты воздействия массовых коммуникаций
Можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание: поведенческий эффект, активация, деактивация, эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, познавательный эффе ...