SociologyZone
подробно о социологии

Этапы технологии социального патронажа
Страница 2

Материалы и статьи » Технология социального патронажа » Этапы технологии социального патронажа

• резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.; в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;

• глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной, люмпенской субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего детей) и окружающих.

Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, - это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов.

Изменение мотивации клиентов

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Технология социального патронажа, как ее подают в научно-методической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб.

Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба; проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.

Проблемный анализ

Используя методы проблемного анализа, патронажные службы определяют, какова природа трудностей семьи или ребенка - социальная, психологическая или иная. Неверная оценка может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа.

Эта стадия патронажа логически связана с ее первой стадией - постановкой социального диагноза, но предполагает гораздо более глубокого проникновения в причинно-следственные связи, детерминирующие кризисное состояние семьи или ребенка.

Опыт патронажных служб доказывает, что, в отличии от стадии постановки социального диагноза, когда патронажный работник только приступает к контактам с клиентами и их изучению, стадия проблемного анализа приходится на этап более развитых отношений между ними, а значит становится возможным использовать более сложные методы получения информации, но и дающие большую степень объективности. Так, в практике социальных служб применяются различного рода интервью (изложение членами семьи собственного видения ситуации; циркулярное интервью - один из членов семьи отвечает на вопросы об отношениях друг к другу других членов семьи), «совместные исследования», «поддержка сообщений" (семья сама задает темы и порядок обсуждения, делает выводы), беседы, совместное составление «истории жизни» семьи, диалоги и другие.

Особенность этой стадии некоторые патронажные службы видят в том, что наряду с анализом здесь осуществляется и более полная диагностика клиентов, а также и одновременное воздействие и построение системы отношений, когда клиент сам стремится довести до патронажного работника какую-либо информацию о себе и своей ситуации.

Установление договорных отношений

После установления контакта, построения отношений, уточнения ситуации, выяснения состояния членов семьи и определения доминирующей проблемы, на которой следует сконцентрироваться патронажной службе, начинается этап, включающий формулирование целей и задач совместной деятельности с клиентом, составление графика встреч, т. е. заключение договора (или контракта) - формального или неформального, как уже отмечалось выше.

Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом. Но он дисциплинирует клиентов, и если они слабо мотивированы, служит дополнительным фактором, стимулирующим клиентов к сотрудничеству с патронажными службами. Разумеется, как показывает практика, не с каждым из клиентов возможны подобные «договорные отношения»; но если клиент хотя бы в малой степени готов к ним - качественно работающие социальные службы в обязательном порядке предпринимают такие попытки.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. Социальная значимость и экономическое обоснование внедрения разработанных мероприятий
В октябре 1999 года, по данным ООН, на Земле родился 6-миллиардный житель и, несмотря на то, что ежегодный прирост сокращается, ожидается, что к 2100 году население Земли достигнет 10-11 миллиардов человек. На этом фоне Россия – одна из н ...

Методические основы. Источники информации в моральной статистике
В моральной статистике используются все методические приемы, разработанные в статистической науке. Вместе с тем своеобразие предмета и объекта исследования накладывает свой отпечаток на их применение. Отличие моральной статистики от друг ...

Предпосылки возникновения социологии
Любая наука имеет свою историю. Она может быть длинной или короткой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или привлекать внимание широкой общественности ...