Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX - начале XX в.Страница 1
Для западноевропейской и североамериканской литературы и искусства первой половины XIX в. характерно преобладание идейного и художественного направления, возникшего в конце предыдущего столетия и получившего название романтизм.
Действительность не удовлетворяла романтиков, они ищут ответ на вопрос, как устранить зло и пороки общества, в чем заключается общественный и моральный идеал, к которому надо стремиться. С их точки зрения литература и искусство - явления общественно полезные. Так, Жорж Санд утверждала: «Искусство не есть изображение идеальной действительности, а искание идеальной правды». Виктор Гюго формулировал эту мысль следующим образом: «Человеческая душа в настоящее время имеет больше нужды в идеале, чем в реальности». Однако подобная позиция не исключала реалистических тенденций в творчестве романтиков.
Своеобразие романтизма особенно ярко выразилось в литературе. Для него характерно тяготение к исключительности, необычному, титанизм образов, резкие светотени, контрасты, стремительность событий, огромная роль роковых случайностей, широкое использование фантастических и легендарных образов и мотивов, гротеск. Литературе романтизма чуждо изображение героев в масштабах обыденной действительности.
Наиболее известным немецким писателем-романтиком был Эрнст Гофман . Он создавал фантастические образы, за которыми почти всегда стояли существенные конфликты действительности. Гофман дает реальную мотивировку всему чудесному, что происходит с его героями. Наибольший простор для фантазии писателя давали такие жанры как повесть, сказка и новелла. Известны его сборник новелл «Фантазии в духе Калло», повесть-сказка «Маленький Цахес», роман «Жизненные воззрения кота Мурра». Следует отметить, что из всех немецких писателей данного направления только Гофман пользовался особой популярностью у русского читателя.
Наиболее яркой и драматической фигурой английского романтизма был Джорж Гордон Ноэль Байрон . Аристократ, имевший наследственное место в палате лордов, Байрон выступил против правящих слоев английского общества и посвятил свою жизнь поэзии и активному участию в демократической и освободительной борьбе народов Италии и Греции. В поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда», «Лара», «Корсар» он создал образ разочарованного бунтаря-индивидуалиста, носителя общественных умонастроений начала века. Его перу принадлежат драматическая поэма «Манфред», сатирическая поэма «Бронзовый век». Незаконченной осталась поэма Байрона «Дон Жуан» в которой наметилось сближение писателя с реализмом.
Вместе с Байроном выступил второй великий английский романтик Перси Биши Шелли, . Подобно Байрону Шелли был выдающимся поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона величайшим оптимизмом. Его первое крупное произведение поэма «Королева Маб». За ней последовали поэма «Аластор», лиро-эпическая поэма «Восстание Ислама», лирическая драма «Освобожденный Прометей». Шелли был не только поэтом-лириком, но и поэтом-политиком. Он создает новый для английской поэзии жанр массовой народной песни - сильного, грозного и в то же время простого как подлинная народная песня.
В истории английской литературы XIX в. особое место занимает Вальтер Скотт . Его творчество относится к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода к реализму. Скотт известен как создатель исторического романа с ярко выраженными чертами реализма. Ряд романов воспроизводят историческое прошлое Англии: «Айвенго», «Монастырь», «Аббат» и другие. Скотт обращается также и к истории других европейских стран - «Квентин Дорвард». Кроме романов его перу принадлежат несколько работ по истории, среди которых особенно известны «История Шотландии» и «Жизнь Наполеона Бонапарта». Необходимым условием исторического романа Скотт считал историческую точность и серьезную историческую проблематику. Он стремился к предельной правдивости и точности воспроизведения исторических событий и лиц, в передаче эпохи.
Вместе с тем романтизм в его творчестве присутствует в виде яркой контрастности персонажей, значительной роли рока, стремительности действий.
Крупнейшие представители французского романтизма, заслужившие мировое признание, Виктор Гюго и Жорж Санд.
Виктор Гюго - сын генерала наполеоновской армии. Вместе с отцом в ходе наполеоновских походов он побывал в раннем детстве в разных странах. Уже в юном возрасте он проявил поэтическое дарование и в 18 лет получил титул «магистра поэзии» Гюго писал более 60 лет. Его литературное наследство составляет 26 томов стихотворений, 20 томов романов, 12 томов драм и 21 том философских и теоретических работ. Такие произведения как «Собор Парижской богоматери» и драмы 30-х годов отразили революционные настроения писателя. В романах 60-х годов на первый план выступает романтический герой, своеобразная титаническая личность. В основе сюжетов романов «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется» находится борьба одной личности против какой-то внешней силы.
Другое по теме:
Основные компоненты рынка труда
В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. Выделяют минимум числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. В ...
Дифференциация доходов населения
Дифференциация денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов: дифференциация заработной платы и дифференциация семейного положения работников. Однако дифференциацию заработной платы и дифференциацию д ...
Теоретические аспекты реабилитации осужденных. Осужденные,
как объект социальной политики
Социальная политика (СП) считается одним из важнейших направлений внутренней политики государства. А.С. Сорвина считает, что под СП понимается характеристика взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых ...
