SociologyZone
подробно о социологии

Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX - начале XX в.
Страница 1

Материалы и статьи » Западноевропейская культура нового и новейшего времени » Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX - начале XX в.

Для западноевропейской и североамериканской литературы и искусства первой половины XIX в. характерно преобладание идейного и художественного направления, возникшего в конце предыдущего столетия и получившего название романтизм.

Действительность не удовлетворяла романтиков, они ищут ответ на вопрос, как устранить зло и пороки общества, в чем заключается общественный и моральный идеал, к которому надо стремиться. С их точки зрения литература и искусство - явления общественно полезные. Так, Жорж Санд утверждала: «Искусство не есть изображение идеальной действительности, а искание идеальной правды». Виктор Гюго формулировал эту мысль следующим образом: «Человеческая душа в настоящее время имеет больше нужды в идеале, чем в реальности». Однако подобная позиция не исключала реалистических тенденций в творчестве романтиков.

Своеобразие романтизма особенно ярко выразилось в литературе. Для него характерно тяготение к исключительности, необычному, титанизм образов, резкие светотени, контрасты, стремительность событий, огромная роль роковых случайностей, широкое использование фантастических и легендарных образов и мотивов, гротеск. Литературе романтизма чуждо изображение героев в масштабах обыденной действительности.

Наиболее известным немецким писателем-романтиком был Эрнст Гофман . Он создавал фантастические образы, за которыми почти всегда стояли существенные конфликты действительности. Гофман дает реальную мотивировку всему чудесному, что происходит с его героями. Наибольший простор для фантазии писателя давали такие жанры как повесть, сказка и новелла. Известны его сборник новелл «Фантазии в духе Калло», повесть-сказка «Маленький Цахес», роман «Жизненные воззрения кота Мурра». Следует отметить, что из всех немецких писателей данного направления только Гофман пользовался особой популярностью у русского читателя.

Наиболее яркой и драматической фигурой английского романтизма был Джорж Гордон Ноэль Байрон . Аристократ, имевший наследственное место в палате лордов, Байрон выступил против правящих слоев английского общества и посвятил свою жизнь поэзии и активному участию в демократической и освободительной борьбе народов Италии и Греции. В поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда», «Лара», «Корсар» он создал образ разочарованного бунтаря-индивидуалиста, носителя общественных умонастроений начала века. Его перу принадлежат драматическая поэма «Манфред», сатирическая поэма «Бронзовый век». Незаконченной осталась поэма Байрона «Дон Жуан» в которой наметилось сближение писателя с реализмом.

Вместе с Байроном выступил второй великий английский романтик Перси Биши Шелли, . Подобно Байрону Шелли был выдающимся поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона величайшим оптимизмом. Его первое крупное произведение поэма «Королева Маб». За ней последовали поэма «Аластор», лиро-эпическая поэма «Восстание Ислама», лирическая драма «Освобожденный Прометей». Шелли был не только поэтом-лириком, но и поэтом-политиком. Он создает новый для английской поэзии жанр массовой народной песни - сильного, грозного и в то же время простого как подлинная народная песня.

В истории английской литературы XIX в. особое место занимает Вальтер Скотт . Его творчество относится к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода к реализму. Скотт известен как создатель исторического романа с ярко выраженными чертами реализма. Ряд романов воспроизводят историческое прошлое Англии: «Айвенго», «Монастырь», «Аббат» и другие. Скотт обращается также и к истории других европейских стран - «Квентин Дорвард». Кроме романов его перу принадлежат несколько работ по истории, среди которых особенно известны «История Шотландии» и «Жизнь Наполеона Бонапарта». Необходимым условием исторического романа Скотт считал историческую точность и серьезную историческую проблематику. Он стремился к предельной правдивости и точности воспроизведения исторических событий и лиц, в передаче эпохи.

Вместе с тем романтизм в его творчестве присутствует в виде яркой контрастности персонажей, значительной роли рока, стремительности действий.

Крупнейшие представители французского романтизма, заслужившие мировое признание, Виктор Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго - сын генерала наполеоновской армии. Вместе с отцом в ходе наполеоновских походов он побывал в раннем детстве в разных странах. Уже в юном возрасте он проявил поэтическое дарование и в 18 лет получил титул «магистра поэзии» Гюго писал более 60 лет. Его литературное наследство составляет 26 томов стихотворений, 20 томов романов, 12 томов драм и 21 том философских и теоретических работ. Такие произведения как «Собор Парижской богоматери» и драмы 30-х годов отразили революционные настроения писателя. В романах 60-х годов на первый план выступает романтический герой, своеобразная титаническая личность. В основе сюжетов романов «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется» находится борьба одной личности против какой-то внешней силы.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Потребности и интересы в контексте трудового поведения
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности. В общем виде потребности можно определить как заботу человека об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существован ...

Управление персоналом в организации
Управление персоналом является сложной и многоплановой работой. Персонал организации – это люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, наличие которых отличает их от вещественных факторов производства. Управление персоналом орган ...

Основные компоненты рынка труда
В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. Выделяют минимум числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. В ...