SociologyZone
подробно о социологии

Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже веков
Страница 2

Материалы и статьи » Западноевропейская культура нового и новейшего времени » Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже веков

Наиболее интенсивное развитие натурализм получил во Франции. Его глашатаями выступили братья Жюль и Эдмон Гонкуры. Самым ярым и пламенным пропагандистом натурализма, сформулировавшим «теорию научного романа», был Эмиль Золя . «Теория научного романа», основные положения которой Золя высказал в сборнике статей «Экспериментальный роман», предусматривала аналитически-беспристрастный подход художника к материалу. Писатели, по мнению Золя, «должны экспериментировать над характерами, над страстями, над фактами личной и социальной жизни человека так же, как физик и химик экспериментирует над неодушевленными предметами, как физиолог экспериментирует над живыми людьми». Подобным экспериментом стал ранний роман Золя «Тереза Ракен», в котором все отношения внутри традиционного «треугольника» объяснены физиологическими процессами, темпераментом и средой.

В 1868 г. Золя приступает к созданию двадцатитомной серии «Ругон-Маккары», которой дает характерный подзаголовок: «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Однако следует отметить, что лучшие книги Золя - «Жерминаль», «Разгром» - стали все же завоеваниями реализма. Творчество Золя - одна из вершин литературы XIX в.

Черты натурализма в музыке наиболее заметны в музыке крупнейшего немецкого композитора Рихарда Штрауса . В истории музыки он стал непревзойденным мастером портрета, характера. Ему удалось добиться зримой живописи характера и события музыкальными средствами - «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля».

Нагляднее всего художественный прогресс проступает в конце XIX - начале XX в. в области изобразительного искусства. В живописи происходит подлинная художественная революция. В 70-х годах во Франции складывается кружок начинающих живописцев, которые не признавали академических авторитетов и стремились вдохнуть в искусство живую жизнь. За этим объединением закрепляется название кружка импрессионистов (от французского впечатленье). Импрессионисты - Клод Моне , Огюст Ренуар , Эдгар Дега , Камиль Писсарро , Альфред Сислей - выступили против формализма, мифологичности современной им академической школы. Они объявили себя художниками действительности, цель которых передать динамику и многокрасочность современного мира. Поэтика импрессионистов основывалась на непосредственном зрительном впечатлении, на внимании к мельчайшим приметам пейзажа или характера. Тональность их полотен светлая, солнечная, полная жизни. Пейзаж или портрет проникнуты всегда настроением, эмоционально окрашены. Это была живопись легких, воздушных мазков, светлых тонов, динамичных цветовых сочетаний.

Наиболее полное воплощение эти принципы нашли у Клода Моне - «Бульвар капуцинок в Париже», «Темза», «Собор в Руане». Пристрастием к жанровым картинам отличало работы Ренуара, основной темой которого был Париж. Он был одним из лучших портретистов этой школы. Одной из лучших его работ стала «Девушка с веером». Крупнейший художник-импрессионист Дега довел технику этого направления до совершенства в своих полотнах, посвященных балетным спектаклям - «Голубые танцовщицы».

Это течение оказалось недолговечным, на смену ему пришел постимпрессионизм, к которому примыкали Поль Сезанн , Винсент Ван-Гог и Поль Гоген. Это направление оказало большое влияние на всю живопись XX в. Постимпрессионизм - искусство более активного отношения к миру и более строгой формы.

Импрессионизм и постимпрессионизм, не нашедшие понимания у современников, за пределами Франции получил распространение только в первые два десятилетия нашего века. С именем Пабло Пикассо связано начало нового этапа в жизни искусства. Он творчески усвоил достижения импрессионистов и постимпрессионистов, при этом его искусство с самого начала было отмечено резкой индивидуальностью. Основная тональность его картин светлая и радостная, фигуры приобретают воздушность, поэтичность - «Девочка на шаре», «Комедианты».

Весной 1907 г. Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы» - произведение, ставшее манифестом кубизма в живописи. Вокруг художника объединяются последователи нового направления. Появление кубизма ознаменовало конец импрессионистской эпохи в живописи. Это была школа, отрицавшая значение темы и психологического содержания в произведении. Сводя к минимуму изобразительно-познавательные задачи искусства, кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Однако следует заметить, что у Пикассо новый стиль служил не только решению чисто технических задач. Он добивался в своих полотнах подлинной психологической глубины. Увлечение кубизмом носило в начале XX в. массовый характер.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Основные формы, виды и способы статистического наблюдения
Статистическое наблюдение – это планомерный, научно организованный и, как правило, систематический сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни путем регистрации заранее намеченных существенных признаков с целью получения в дальн ...

Причины социально-трудовых конфликтов
Возникновение социально-трудового конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, р ...

Экспериментальные исследования воздействия культурно-досуговой деятельности на реабилитацию осужденных
Организация экспериментальной деятельности в пенитенциарном учреждении должна затрагивать все аспекты организации исправительной среды: организацию информации; организацию ситуации; формирование социально-педагогических факторов исправите ...