SociologyZone
подробно о социологии

Преподавание социологии как фактор формирования личности. Проблемы социологического образования в России
Страница 1

Материалы и статьи » Формирование личности в процессе преподавания социологии » Преподавание социологии как фактор формирования личности. Проблемы социологического образования в России

Свободы, дарованные российской социологии постперестроечной эпохой, реализовывались в контексте весьма своеобразной социологической культуры общества в целом и профессионального сообщества, в частности. Это породило то, что условно можно назвать бонапартизмом в российской социологии, то есть позицию «я так вижу и все». Каждое, сколь угодно малое звено в социологической структуре считает возможным устанавливать свои стандарты социологического образования. Бонапартизм в нашей культуре имеет ещё один смысл — провинциализм. Провинциальность — не географическое понятие, а социокультурное. Оно означает самодостаточность, обусловленную нежеланием и неумением сравнивать себя с другими, изоляционизм, продиктованный боязнью вступать в открытую научную конкуренцию — особенно с зарубежными коллегами.

В результате в образовательном поле российской социологии бытуют сотни учебных программ, с одной стороны, отчасти повторяющих друг друга, а с другой — содержащих концепты, которые не укладываются в общепринятые социологические рамки. Как бы ни определял социолог свое творческое Я и, соответственно, свои методы преподавания, для него должен быть обязательным принцип мыслить в категориях устойчивых по своей структуре и повторяющихся явлений.

«Образовательная революция» 1990-х годов, во время которой профессиональная подготовка по общественным наукам стала массовой, вовлекла в преподавание социологии вузовских специалистов советского образца, что нередко имело весьма печальные последствия. Сложившаяся структура учебного процесса, которая предполагает деление студентов по факультетам, ведет к внутренней конкуренции за место в учебных планах и «вымыванию» из них важных, но «чужих» дисциплин. Этому в старых классических университетах противостояла традиция широкой междисциплинарной подготовки на младших курсах. В других случаях защитным барьером может стать только госстандарт как некая институциональная основа для соблюдения фундаментальных принципов, на которых строятся социологические образовательные программы.

Появилось значительное число различной учебной и учебно-методической литературы. Проводятся семинары и конференции по обобщению и распространению опыта изучения социологии в вузах. Однако, как показывает практика, поиски оптимальной модели российского социологического образования продолжаются.

Одной из наиболее серьезных проблем преподавания социологии является определение принципов, которые могут быть положены в основу социологического образования студентов.

Во-первых, это принцип фундаментальности, использование которого дает возможность сформировать у студентов представление о социологии как науке. С этой целью подробно излагаются основные этапы развития социологической мысли, дается наиболее полная характеристика ведущих школ и направлений современной социологии. Принцип фундаментальности предполагает, что в итоге изучения курса по социологии студенты могут иметь целостное и структурированное представление об общей социологической характеристике современного общества, в том числе и российского, могут соединить социологическую картину общества в целом со специально социологическими проблемами его элементов.

Во-вторых, это принцип практической направленности обучения. Он позволяет приблизить содержание учебного процесса к реалиям современного общества, учитывая особенности студенческой аудитории. Здесь главное - не «давать знания», а научить решать свои собственные проблемы, осваивая новые методы и средства деятельности, сочетать процесс обучения с творческим решением проблем - познавательных, практических и прочих. Реализация принципа практической направленности означает включение всевозможных форм развивающего обучения: контрольных вопросов, носящих аналитический характер, проблемных и логических заданий, социологических практикумов.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Стратификация современного российского общества
Современные исследования факторов, критериев и закономерностей стратификации современного российского общества позволяют выделить слои, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества. Со ...

Влияние экономических спадов на здоровье популяции
Еще сравнительно недавно все устоявшиеся общества в истории человечества были сельскохозяйственными. Большинство населения было занято в сельском хозяйстве или связанных с ним ремеслах. Главные угрозы благополучию такого общества были чащ ...

Насилие в семье над женщиной
В настоящее время в России, как и во всем мире, одной из наиболее распространенных и социально опасных форм агрессии является насилие в семье, поскольку около 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершаются именно в семье. Чаще ...