SociologyZone
подробно о социологии

Психологические предпосылки формирования профессионально-значимых качеств
Страница 4

Материалы и статьи » Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб » Психологические предпосылки формирования профессионально-значимых качеств

Установка, как позиция личности, из которой происходят ее действия, складывается в ходе развития личности и постоянно перестраивается в процессе ее деятельности. Порождаемая внутренним взаимодействием и взаимопроникновением различных тенденций, выражающих направленность личности, установка в свою очередь их порождает или обусловливает. Установка играет значительную роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки соответственно изменяет и перспективу, в которой воспринимается субъектом любое предметное содержание: перераспределяется значимость различных моментов, по-иному как бы расставляются акценты и интонации, иное выделяется в качестве существенного и все представляется в иной перспективе, в ином свете.

Установка личности, в которой активизировано определенное перцептивное содержание, играет существенную роль в восприятии, в познании человеком действительности.

Установка, по Узнадзе, - это такое отношение потребностей к ситуации, которое определяет функциональный статус личности в данный момент. Установка процессуальна и носит, как показывают исследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников, фазовый характер. Установка при этом трактуется Узнадзе как известная общая диспозиция личности, определяющая реальную позицию в конкретном действии.

Установка соотносительна с тенденциями. Тенденции выступают как стремления, когда намечается не только исходный, но и конечный их пункт. Тенденции заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания. От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность. Таким образом, выявляется разветвленная система проявлений личности и их психологических понятий, благодаря которым сама личность из мертвой схемы, какой она нередко рисуется в курсах психологии, превращается в живое существо со своими потребностями и интересами, своими запросами и установками.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого сознания. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека развиваются, изменяются, перестраиваются. Мотивы деятельности человека изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.

Согласно представлениям А. Г. Асмолова, «установка» является стабилизатором деятельности, без которого «деятельность не могла бы существовать как самостоятельная система, способная сохранять устойчивость, направленность движения».

Представители школы Д. Н. Узнадзэ в течение многих лет последовательно отстаивают идею о существовании первичной установки, предворяющей и определяющей развертывание любых форм деятельности.

За понятием «первичная установка» в концепции Д. Н. Узнадзэ стоит конкретно-психологическое явление, известное в психологии под именем феномена «побуждающего характера» предметов. В процессе возникновения первичной установки можно выделить три момента: потребность (предпосылка возникновения деятельности), активность и ситуация удовлетворения потребности. Первый и третий моменты образуют некоторое единство в процессе активности, которая и является основным источником возникновения установки. Отсюда следует, что первичная установка представляет собой не что иное, как момент деятельности субъекта,

В представлениях А. Г. Асмолова об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности выделяется четыре уровня установочной регуляции деятельности, соответствующей структуре деятельности: уровень смысловых установок, уровень целевых установок, уровень операциональных установок и уровень психофизиологических механизмов регуляторов установки в деятельности. Уровень смысловых установок является ведущим в иерархической структуре регуляции деятельности.

Ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок. Смысловые установки вызываются мотивом деятельности и выражают в ней личностный смысл в форме готовности к сохранению направленности деятельности в целом. При исследовании смысловой установки в регуляции деятельности недостаточно ограничиться указанием на то, что смысловые установки могут осознаваться. Более значимым для понимания природы смысловой установки А. Г. Асмолов ставит вопрос, достаточно ли ее «обозначения» для последующего изменения, сдвига. Отвечая на поставленный вопрос, он выявляет еще на одну особенность смысловых установок. Она заключается в том, что сдвиг смысловых установок всегда обусловлен изменением отражаемых в личностном смысле реальных жизненных отношений личности к действительности, которые выражают в деятельности смысловые установки. Смысловая установка - это, скорее, объектное, чем субъективное, образование. Для ее сдвига такого условия, как осознание привлекательности (или непривлекательности) объекта установки, явно недостаточно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме: