SociologyZone
подробно о социологии

Деятельность социальных служб по защите безработных на примере анализа работы службы занятости
Страница 1

Материалы и статьи » Деятельность социальных служб по защите безработных » Деятельность социальных служб по защите безработных на примере анализа работы службы занятости

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

Поэтому главным в социальной политике является (т. е. должно быть) предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается не занятость в пределах 2—5%. Хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и т.д. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2—4 раза и более) может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях(7, 428).

Ныне в России по официальным данным более 5 млн. безработных, по другим источникам — от 15 млн. Это значительно превосходит нормативную безработицу(7, 428).

Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо отмеченных уже выше мер (создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя), практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов и т. д.) на предприятиях. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.

Используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т.д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах и т. д. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х гг.

XX в. их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

Служба занятости имеет разветвленную сеть. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г. (см.: МОТ, Конвенции и рекомендации 1991—1996 гг.), и соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.

Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи: сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда; консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; профессиональная ориентация всех групп населения; выплата пособий по временной не занятости; консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы; оказание помощи в кадровом планировании предприятий; организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Советская система как цивилизация
Цивилизационный анализ советского общества во многом за­темнен обстоятельствами генезиса его духовной основы — марк­сизма. Народившись в типично европейских условиях, марксист­ское учение неизменно рассматривалось его приверженцами как ко ...

Основные положения региональной политики в социальной сфере
Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Ро ...

Сексуальные домогательства на работе.
Сексуальные домогательства на работе стали понятием повсеместным. Отвергнувши груду исторических подробностей, начнем из того, что различают два вида сексуального домогательства. Первый "работает" по законам бизнеса - услуга за ...