SociologyZone
подробно о социологии

Теоретические проблемы социальной реабилитации военнослужащих-инвалидов
Страница 2

Материалы и статьи » Социальная реабилитация военнослужащих-инвалидов » Теоретические проблемы социальной реабилитации военнослужащих-инвалидов

На сегодняшний день решение проблемы инвалидности лежит не в узковедомственной, а общенациональной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

Настоящая работа посвящена военнослужащим с ограниченными возможностями – особой группе инвалидов и их социальной реабилитации.

Инвалидность как острая социальная проблема бывших военнослужащих в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический и анатомо-функциональный. Раскроим вкратце каждый из них.

Правовой аспект предполагает обеспечение прав и свобод военнослужащих-инвалидов. Совершенствование старых и создание новых, более эффективных правовых механизмов социальной защиты военнослужащих с ограниченными возможностями.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, жилище, сослуживцы, служебный кабинет и так далее) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и так далее).

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого военнослужащего-инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Психологические проблемы возникают при изолированности военнослужащих с ограниченными возможностями от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов, при разрыве привычного общения и служебной деятельности, при наступлении одиночества и так далее. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала у военнослужащего-инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы.

Анализ существующего теоретического и практического опыта реабилитации позволяет выделить три основные группы

военнослужащих – инвалидов:

· инвалиды боевых действий;

· военнослужащие-инвалиды вследствие заболеваний, полученных в период прохождения службы;

· военнослужащие-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В результате боевых действий на территории Чеченской республики значительно возросло количество инвалидов вследствие боевых ранений, контузий, травм.

Инвалид боевых действий – лицо, имеющее нарушение здоровья, обусловленное последствиями получения боевой физической или психической травмы, субъективно переживаемое как ограничение собственных возможностей, как правило, сопровождающееся стойкими расстройствами функций организма и ограничениями жизнедеятельности.[1]

Основной акцент при решении проблем военнослужащих- инвалидов смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Личностные качества, обеспечивающие эффективность общения
Некоторые человеческие качества являются необходимым условием эффективных межличностных отношений, лежат в основе всех отношений между людьми, которые можно назвать эффективными. Нельзя начинать обучение навыкам межличностного общения, не ...

Наблюдение как метод социологического исследования. Сущность наблюдения как метода социологического исследования
Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации об объекте. Основная задача наблюдателя, как отмечает И.Ф. Девятко [6], - последовательно и искренне придерживаться критериев и п ...

Представление о личности в социологии
Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только ...