SociologyZone
подробно о социологии

Институциональный подход
Страница 3

Следует, однако, признать, что метод структурного анализа, сформированный в трудах Л. Р. Радклифф-Брауна и Т. Парсонса, имеет существенный недостаток, на который часто обращали внимание его критики. Этот недостаток заключается в том, что представители структурного подхода игнорируют существование в обществе не институционализированных образцов поведения, которые составляют значительную часть общественной жизни индивидов. Сюда относятся не только те виды общественного поведения людей, которые прямо не контролируются социальными институтами, а регулируются народными обычаями, традициями, общественной моралью, а также факторами и направленностями психологии поведения индивидов, групп личностей, толпы. Эти неформальные способы регулирования социальных действий выявляются важным дополнением к признанным в обществе, институционализированным образцам поведения, зачастую первые вырастают и развиваются из вторых, и это вполне естественно, так как нормативно одобряемые типы социальных действий не могут противоречить общественной морали и традициям. Но бывают и другие виды не институционализированных образцов человеческой деятельности, которые возникают и развиваются в противовес господствующим в обществе канонам морали, нормам и ценностям. Эти виды поведения принято относить к девиантному, отклоняющемуся от принятых в обществе норм и образцов поведения. Ненормативные типы поведения, таким образом, существуют как бы вне институционализиронанной структуры, вопреки ее требованиям и ожиданиям. Социологический подход к изучению этой проблемы впервые наметил Э. Дюркгейм в своей знаменитой концепции “социальной аномии”.[4]

Американский социолог Р.К.Мертон показал плодотворность структуралистского подхода для выяснения причин возникновения различных типов отклоняющегося поведения. По его мнению, основополагающая причина этому заключается в том, что существующая институциональная структура, ограничивая диапазон допустимых социальных действий людей, приходит в противоречие с господствующими в обществе культурными целями и ценностями и порождает различные виды отклоняющегося поведения (“инновации”, “ритуализм”, ”ретритизм”, “мятеж” и т.д.). Его концепция обращена, в первую очередь, к современной американской социальной действительности, но ее можно распространить и на многие другие западные общества, которые пронизывают глубокие противоречия между господствующей моралью и идеологией, пропагандирующими ориентацию на достижение жизненного успеха, богатства и материального благополучия, и реальными, официально узаконенными институциональными средствами их достижения, которые весьма ограничены. Далеко не каждый человек, тем более, рядовой по своему статусу индивид, оказывается в состоянии реализовать этот идеал западного общества. Не всякий обладает личным состоянием, чтобы начать свое дело, заняться бизнесом и т.д. Например, достаточно часто наблюдается социологами, прецедент, когда бизнесмены, чтобы получить прибыль, идут на нарушение существующих законов. Так называемые мафиозные структуры - наиболее яркий пример возникновения не институционализированных путей достижения материального благосостояния и богатства. Позитивной стороной мертоновского структурного анализа является то, что он нацеливает исследователя на раскрытие социальных условий и причин, порождающих различные типы девиантного поведения, что особенно важно для проведения грамотной социальной политики в этой области. [3]

Конечно, эта методологическая концепция не бесспорна и не случайно вокруг нее уже не одно десятилетие ведутся научные дискуссии. Её противники обращают внимание на игнорирование структуралистами субъективно - психологических аспектов отклоняющегося поведения. Не вдаваясь в детали этих дискуссий, отметим, что системно-структурный анализ, будучи разновидностью макро социологического подхода, имеет веские основания для того, чтобы игнорировать субъективно-психологические детерминанты социального поведения людей, которые должны быть объектом изучения родственной социологии, по нашему представлению, дисциплины - психологии.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме: