SociologyZone
подробно о социологии

Теоретико-методологические основы изучения деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей. Семья как объект государственной семейной политики
Страница 6

Материалы и статьи » Организация социальной поддержки многодетных семей в Нижнекамском муниципальном районе » Теоретико-методологические основы изучения деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей. Семья как объект государственной семейной политики

В мае 1993 года была принята Концепция государственной семейной политики Российской Федерации. Формально она была приурочена к 1994 году, объявленному Международным годом семьи. Реально же документ носит чисто конъюнктурный характер. Главное его содержание направлено на решение краткосрочных, сиюминутных задач, латание дыр, а не на создание системы. В частности, документ предусматривает улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактику бедности, поддержку малоимущих семей и инвалидов. В нем нет ни слова о долгосрочных обязательствах государства, о механизмах реализации поставленных задач. Как правило, все социальные программы, одобряемые федеральными органами, так и остаются только на бумаге. По мнению большинства социологов, занимающихся проблемами семьи в России, проводимая государством семейная политика не имеет никакого отношения к действительной семейной политике. В настоящее время в научной среде и общественной практике разрабатываются и реализуются различные, зачастую противоположные друг другу подходы к пониманию проблем семьи и выдвигаются соответствующие концепции государственной семейной политики. Одна группа специалистов, занимающихся исследованиями проблем российской семьи, оценивает современный этап ее развития как кризисный, другая группа – как модернизационный. В соответствии с этим предлагаются разные концепции государственной семейной политики. По мнению сторонников кризисного подхода, происшедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального эволюционного кризиса социального института семьи, обусловленного развитием индустриально-рыночной цивилизации. Сторонники модернизационного подхода считают, что трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность [19, c. 18 – 20].

Применительно к государственной семейной политике большинство российских специалистов занимают позицию между двумя указанными крайними точками зрения, тяготея к одной из них. При этом все они отмечают изменения и кризисные процессы в семейных отношениях.

Сторонники кризисной и модернизационной концепций государственной семейной политики по-разному оценивают изменение семейных ролей и переход с патриархальных отношений в семье к эгалитарным, к приоритету интересов индивида над интересами семьи в целом. Они предлагают разные меры семейной политики: либо государственный паренализм, возрождение семейного производства, повышение субъектной роли семьи, либо обеспечение государством условий для свободного развития каждой семьи, опирающееся на приоритете интересов личности, развитие эгалитарных отношений в семье и обществе.

С позиции государственных интересов наиболее значимыми функциями семьи являются демографическая, жизнеохранительная, воспитания и социализации детей, а также воспроизводства трудовых ресурсов. Государство заинтересовано в простом или расширенном воспроизводстве населения, в улучшении качеств трудовых ресурсов и состояния здоровья населения, в эффективной социализации детей, что обеспечивает его экономическую, политическую, военную безопасность и дальнейшее развитие. Поэтому в наибольшей степени разработаны соответствующие направления и меры государственной семейной политики.

С позиций интересов семьи и семейных ценностей важнейшими причинами образования и сохранения семьи являются рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей. Семья также заинтересована в сохранении и поддержании здоровья своих членов, росте благосостояния, повышении профессионального и социального статуса своих членов. Таким образом, интересы семьи и социального государства в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и государства [20, c. 106].

Семейная политика как комплексная деятельность охватывает все основные сферы взаимодействия семьи и государства. Такое понимание семейной политики требует создания специальной ее системы, включающей организационное, программное, кадровое и другое обеспечение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Сущность и принципы государственной политики занятости. Сущность и цели государственной политики занятости
На сегодняшний день рынок труда постепенно приобретает основные общественно-значимые характеристики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологического производства, обеспечива ...

Практическое исследование. Изучение этнических основ современных семей
Межэтническая семья – это характерное явления в полиэтничном государстве. От факторов, влияющих на семью во многом зависит появление, стабильность и сплоченность такой семьи. Изучение межэтнических семей продиктовано необходимостью создат ...

Крах идеологий. Безыдейность современной России
Со смертью генералиссимуса началась коррозия идеологии. Коммунизм перестал быть религией после обещаний Хрущева при жизни одного поколения построить коммунизм. Самодержавных генсеков высмеивали на кухнях. Затосковали о демократии. Народ в ...