SociologyZone
подробно о социологии

Культурное многообразие и идея мультикультурализма в современном общества
Страница 2

Материалы и статьи » Социально-психологические вопросы культурной социализации » Культурное многообразие и идея мультикультурализма в современном общества

• защита традиций может оказывать сдерживающее воздействие на развитие человека;

• необходимо уважать существующие различия и многообразие;

• многообразие процветает во взаимозависимом мире, где идентичность людей множе-ственна и взаимодополняема и где они чувствуют себя частью не только местной общины и своей страны, но и всего человечества;

• по мере уменьшения диспропорций и неравенства в экономической и политической областях уменьшается и угроза культуре более бедных и слабых сообществ.

Социально - психологические вопросы культуры проведения свободного времени молодежью

Проблема культуры свободного времени молодежи получила развитие в исследованиях таких ученых как Л.А. Акимовой, И.Б. Бестужева-Лады, А.И. Вишняка, В.И. Добренькова, Е.И. Дробинской, Г.Е. Зборовского, Г.П. Орлова, Э.В. Соколова, В.Т. Лисовский, В.Я. Суртаева, А.Б. Трегубова. В исследованиях Ю.Г. Волкова и В.И. Добренькова обнаружено, что на уровне досуговой самореализации российскую молодежную субкультуру отличают такие черты, как преимущественно развлекательно-рекреативная направленность, "вестернизация" культурных потребностей и интересов, приоритет потребительских ориентаций над креативными, слабая индивидуализированность и избирательность культуры, внеинституциональная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной самоидентификации. По мнению В.Я. Суртаева стереотипами, тормозящими культурно-досуговую деятельность, являются такие факторы как: однообразие культурно-досуговой деятельности как следствие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию; неразвитость вкусовых предпочтений; неизбирательность в потреблении культурных ценностей; навязанность тех или иных форм культурно-досуговой деятельности как доминирующих без учета направленности и интересов молодежи.

Наблюдающийся в последнее время рост социологических и социально-психологических исследований культурно-досуговой деятельности молодежи, на наш взгляд, связан со следующими обстоятельствами. Во-первых, организация оптимального досуга молодежи - это одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Во-вторых, это связано с ролью досуга, которое он оказывает на формирование личности: известно, что деятельность на досуге может приводить к серьезным изменениям личности. В-третьих, с изменением содержания, структуры и направленности досуга, произошедшим под воздействием социокультурной трансформации в обществе, с появлением и увеличением числа информационных технологий. Наконец, в-четвертых, - с функциональной нагрузкой досуга (социализирующая, коммуникативная, воспитательная, развивающая, гедонистическая функции и т.п.) и с возможностями социализации и значимостью досуга для молодежи. Анализ литературных источников показал, что телевидение, радио, пресса, Интернет не только активно участвуют в формировании ценностей культурно-досуговой деятельности, но и одновременно являются заполнителем свободного времени.

В довольно широком спектре вопросов, рассматривающихся в контексте изучения культурно-досуговой деятельности молодежи, можно выделить две проблемы, которые отмечаются наиболее часто. Первая - это предоставленность молодежи самой себе, улице, среде масс-медиа. Вторая проблема - это намечающаяся тенденция "одомашнивания" молодежного досуга. Последствия этого: пассивный досуг (проведение свободного времени перед телевизором и компьютером), обеднение духовной сферы, неразвитость коммуникативных навыков, конформизм и фанатизм, возникновение различных видов девиаций социального поведения и аддикций (компьютерная, Интернет-зависимость и т.п.).

Понятно, что при экстенсивном развитии исследований молодежной культуры на передний план выходит описание феноменов и первичная их типология. Более глубокие исследования, могут дать научную картину не только социально-психологических типов досуга (основой дифференциации могут явиться активность, разнообразие культурных потребностей личности, интересы, жизненные ориентации), но и раскрыть механизмы социально-психологических эффектов досуга во всем его разнообразии. И если максимально-негативные эффекты стихийно организуемого досуга могут проявляться в отклонениях социального поведения (аддикциях, девиантном, криминальном поведении), то, условно говоря, минимальные эффекты этого - нерациональное использование личного времени и созерцательно-развлекательные формы проведения досуга, которые могут проявляться в изменениях ценностной сферы личности, сужении круга интересов, увлечений, занятий.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Надрегиональные союзы молодёжи
Надрегиональные союзы молодежи – это союзы, распространенные более чем в одном регионе, но не по всей территории страны; цели и задачи надрегиональных союзов молодежи определяются в соответствии с их направлениями деятельности. В Германи ...

Система социального обслуживания
Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный поряд ...

Классы
Класс понимают в двух смыслах — широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделен ...