SociologyZone
подробно о социологии

Формирование концепта идентичности в истории социологической науки
Страница 1

Материалы и статьи » Формирование концепта идентичности в истории социологической науки

Становление проблематики идентичности происходило в области обще- и социально-психологических исследований личности. Широко понятие «идентичность» стало применяться не ранее середины XX века.

Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной и отечественной философии, психологии и социологии.

В области социальных наук дискуссии об идентичности приняли две основные формы: психодинамическую и социологическую. Психодинамическая теория восходит к Зигмунду Фрейду и его теории идентификации и рассматривает идентичность как существенную и неотъемлемую “составляющую”, находящуюся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими психическими структурами: Я, Супер Эго, Ид. Идентичность выполняет ессенциальную и интегративную функцию в психике, являясь стержнем, который скрепляет и вокруг которого объединяется личность.

Впервые детально понятие идентичности было представлено в известной работе Э. Эриксона «Детство и общество» (1950), все дальнейшие исследователи данной проблематики, так или иначе, соотносились с его концепцией.

Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я» (3, С. 8), что предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. По его мнению, идентичность - это чувство личностного тождества и исторической непрерывности.

Эриксон впервые создает структурированную модель идентичности, учитывающую персональные компоненты идентичности и влияние общественной среды. Исследователь использует понятие социальная идентичность как отражение внутренней солидарности человека с социальными, групповыми идеалами. Впервые американский психоаналитик вводит в сферу общественных наук понятие «кризис идентичности», показывает конфликт между становящейся личностью и консервативным «эго».

Идеи Эриксона о том, что идентичность – изменчива на протяжении жизни; идентичность не есть автономия, были восприняты во всех философских, психологических и социологических школах. Как совершенно справедливо указывает В. С. Малахов, американский ученый первым придал теории идентичности статус интердисциплинарного знания (1, С.44).

В социологическом русле широко понятие «идентичность» особую популярность завоевало в 1950-е годы в Северной Америке благодаря появлению книги «Одинокая толпа» Рисмена, в которой автор вводит в исследовательское поле феномен социального характера, пытается решить проблему соотношения личности и общества, индивидуального отчуждения и групповой идентификации.

Дальнейшее развитие социологической традиции теории идентичности связано с символическим интеракционизмом и проистекает из прагматической теории самости (self), разрабатывавшейся Уильямом Джемсом, Джорджем Гербертом Мидом и Чарльзом Хортоном Кули. Предметом рассмотрения символического интеракционизма стали способы построения идентичности и сам процесс идентификации, анализ структуры идентификации, зависимости идентификации от социального пространства и времени, системы социальных институтов.

Так для У. Джеймса идентичность - субъективное чувство соответствия себе, континуальность, созидательная власть, сопротивляемость «эго» по отношению к окружающему миру.

Дж. Мид определяет идентичность как способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в качестве связанного и единого целого. Мид различает два типа идентичности: осознаваемая и неосознаваемая. Мид утверждал, что, с одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы, законы существования, с другой стороны, индивид сам задает собственное определение в выборе целей, ценностей (11).

Последователи Мида (Л. Краппман, Э. Гоффман, Г. Горфинкель) систематизировали идеи Мида и по-новому, оригинально исследовали ситуации межиндивидуальной коммуникации в микросоциологии, акцентируя внимание не разнообразии идентичностей и умении сохранять и управлять ими (политика идентичности).

Представлению о двух основных составляющих идентичности - персональной и социальной, их противоречия и функционирования в рамках одной личности посвящены работы Теджфела Г., Тернера Дж., Хогга M., Агеева B.C., Ядова В.А

Изучение процессов установления социальной идентификации, т. е. идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.

Ведущим теоретиком проблемы социальной идентичности стал Г. Тэджфел (1982), который ввел понятия социальной категоризации, как системы ориентаций, создающую и определяющую конкретное место человека в обществе. Концептуальная позиция автора заключалась в идее существования определенного социально-поведенческого континуума, на одном полюсе которого локализованы формы межличностного взаимодействия, а на другом — взаимодействие людей как представителей определенных общностей.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Социальный проект
Серия мероприятий "12 добрых дел Томского пива" Реализация социальных программ и мероприятий способствует закреплению кадров, развитию корпоративного духа и культуры сотрудников, созданию благоприятного морально-психологическог ...

Предпринимательство и власть
Предпринимательство и власть при всех различиях и противоречиях - суть две стороны одной и той же медали. Одно без другого существовать просто не может. Власть вправе ждать и требовать от предпринимателей самостоятельности, инициативы, ст ...

Виды безработицы
Современные экономисты рассматривают безработицу как есте­ственную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Каждый из существующих видов безработицы порождается своими пр ...