Основные компоненты рынка труда
В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. Выделяют минимум числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. В настоящее время система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости); отношения между субъектами рынка труда и государством.
Работодатель – наниматель, который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности, Им могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, индивидуальные наниматели и т. п.
Наемные работники
– это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола. Возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости).
Служба занятости –
это служба развития занятости, призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказанию помощи безработным.
Профсоюзы
– организация, выступающая от имени наемных работников, выражающая и защищающая их интересы. В большинстве стран они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.
Главными составляющими рынка труда являются предложение и спрос на него.
Наличие и взаимодействие всех компонентов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда – это рынок свободных спроса и предложения. В нем нет явного или неявного принуждения к трудовым отношениям. На рынке труда действует система саморегуляции занятости, миграции, выбора профессии. Кроме того, здесь могут присутствовать внешние и внутренние регуляторы его функционирования, позволяющие государству ускорять прогрессивные тенденции и сдерживать общественно опасные. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы. Такие нормы предусмотрены в Конституции РФ, в Законе «О занятости населения РФ» и других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента, решениях правительства в ежегодно принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.
Успешное функционирования рынка труда невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы), проведение активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки кадров.
Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
Другое по теме:
Легко ли быть молодым и получить работу по специальности?
Её уже давно не так просто получить многочисленным юристам, экономистам и бухгалтерам – в банках имеющихся в городе вакансий чаще всего присутствуют рабочие профессии. Но нагрянувший кризис практически не оставляет шанса найти работу и те ...
Социология предпринимательства в Украине
Последнее десятилетие прошлого столетия для большинства развитых стран считалось периодом успешного предпринимательства и повышения социального благополучия. Казалось, наконец, достигнут баланс в соединении ценностей частного сектора и же ...
Стратегическое планирование при разработке
социальных программ
В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусл ...