Социологические исследования в сфере труда
Социологическое исследование
– это анализ социальных явлений или процессов при помощи специальных методов, который позволяет систематизировать процессы, отношения, взаимосвязи, зависимости и делать обоснованные выводы и рекомендации. Конкретное социологическое исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем.
Функции социологических исследований
:
1) информационно-исследовательская (сбор социальной информации);
2) организационно-внедренческая (разработка рекомендаций);
3) пропагандистская (распространение основ социологических знаний);
4) методическая (разработка новых методов исследования).
В структурном отношении исследовательский процесс состоит из трех, качественно различных, но взаимосвязанных определенной последовательностью процедур: концептуализация, познавательная процедура и процедура объективации. Сущность концептуализации – переход от социального заказа к исследованию объекта, разработка концептуальной схемы исследования. Познавательная процедура – это путь от постановки задач исследования до получения в соответствии с ними некоторых познавательных результатов. Процедура объективизации первичных социологических данных – это перевод новых, первичных данных об объекте в научно-теоретический и научно-практический результат.
Основная цель проводимых исследований – это повышение эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений. Наиболее общими задачами социологических исследований в сфере труда являются:
1) совершенствование системы управления организацией, повышение обоснованности принятия управленческих решений, изучение социальных процессов, влияющих на эффективность управления;
2) повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутриколлективной сплоченности, проблем лидерства, изучение факторов избыточной текучести кадров;
3) развитие системы адаптации новых работников с учетом факторов, определяющих сроки и успешность адаптации, совершенствование системы подбора, расстановки кадров;
4) повышение трудовой активности работников на основе анализа процессов формирования трудовой мотивации, оценки разрабатываемых новых систем стимулирования труда;
5) изучение содержания, условий труда, разработка мер по их совершенствованию; разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры, выявление факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом;
6) повышение качества трудовой жизни; разработка социальных программ, программ социальной поддержки работников.
Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания; объектом могут быть любое социальное явление или общественные отношения, содержащие в себе социальные противоречия. Совокупность людей, с которой связана социальная проблема, является объектом социологического исследования. Обследуемых лиц называют респондентами.
Предмет социологического исследования – это наиболее значимые свойства, стороны и особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Организация конкретного социологического исследования подразумевает ряд этапов: составление программы исследования; определение объекта и единиц наблюдения, то есть процесс выборки; разработка средств сбора материалов – методик исследования; сбор материала; анализ материала и его обобщение. Основными методами сбора информации в социологическом исследовании являются анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос.
Другое по теме:
От бюрократов до иждивенцев
Уникальность социальной структуры Украины состоит в том, что предпринимательский класс по своим интересам ближе к классу наемного труда, чем к капиталократии.
Второй социальный класс, который также имеет право на самостоятельное определе ...
Демографическое прогнозирование России и Курской области. Демографическая
ситуация в Российской Федерации
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2009 г. составляла 141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) - горожане, и 38,2 млн. человек (27 %) - сельские жители. Сокращение числа россиян в 2008 г. (на ...
Проблема среднего класса в современной России
В современной России нельзя говорить о сформировавшемся среднем классе, который имеет стабильный состав и объединен общими интересами. Слишком мало времени прошло с того момента, как экономика России начала демонстрировать стабильный пост ...
