SociologyZone
подробно о социологии

Возникновение классов. Классы
Страница 1

Материалы и статьи » Классы и массовое сознание » Возникновение классов. Классы

«

Промышленная революция 18-19 веков разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс в собственном смысле слова, а не в расширенном – главный элемент социальный стратификации капитализма. Понятие «класс» появилось лишь в 18 веке. Уже в это время численность четвертого сословия выросла настолько, что заставила потесниться три классических сословия феодального общества: духовенство, дворянство и крестьянство.

Ускоренное развитие промышленности и торговли оттеснило землю как экономический ресурс на второй план и вызвало к жизни новые профессии: предпринимателя, коммерсанта, банкира, купца. Появилась и постоянно росла многочисленная мелкая буржуазия. Крестьяне все больше разорялись и превращались в наемных индустриальных рабочих – новую социальную страту, которой не знало традиционное общество; формировалось индустриальное общество, экономической основой которого выступал капитализм. Ему соответствовала новая система стратификации – классовая, характеризующая общество открытого типа. Новые социальные слои, не имевшие пожалованных и унаследованных титулов, начали активно бороться за место под солнцем. Их огромный вклад в развитие индустриального общества явно не соответствовал тому статусу, который они имели в феодальном обществе.

Вскоре по своему значению новые социальные слои сравнялись с прежними, но стать сословием они не могли . Термин «сословие » отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучше всего отражало понятие «класс», в котором не значилось сословных перегородок, привилегий и условностей. Оно выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться на верх в зависимости от своего таланта и трудолюбия.

Переход от закрытого общества к открытому доказывал возросшие возможности человека самостоятельно вершить свою судьбу. Сословные ограничения рушились, каждый мог свободно переходить из одного класса в другой. Великая французская революция 18 века политически закрепила право человека быть равным другим независимо от своего социального положения»[1].

«

Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству ( распределению благ в обществе ), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом»[2]. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале 19 века, заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе. Его распространение отражало изменения в структуре западно-европейских обществ после индустриальных и политических революций конца 18 в. Феодальные ранговые различия начали утрачивать свое значение, а новые, еще только развивающиеся социальные группы – торговые и промышленные капиталисты и городской рабочий класс на новых фабриках и заводах – определялись преимущественно в экономических терминах, на основании владения капиталом, с одной стороны, или зависимости от заработной платы с - другой. Термин «класс» применялся к социальным группам в широком диапазоне различных обществ, включая древние города-государства, ранние империи и сословные или феодальные общества, но более всего он подходит для определения социального разделения в современных обществах, особенно в индустриальных. Следует отличать социальные классы, основывающиеся прежде всего на экономическом интересе, от статусных групп, характеризуемых престижностью профессии, культурным положением или происхождением.

Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца 18-начала 19 в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы – экономическая система и семья – в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверждавший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства. В трудах последователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариата, или городского рабочего класса, как главной политической силы современного общества, ставшая краеугольным камнем марксистской теории.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Социокультурные преспективы
Культура российской цивилизации представ­ляет собой сложное, многоуровневое, противоречивое образова­ние, формирующее обустройство большого общества на огром­ном геокультурном пространстве Евразии. Поэтому всякое пол­ноценное, подлинно на ...

Молодежь в системе общего образования.
Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития края. По сравнению с 2001 годом ситуация в системе общего образования измени­лась следующим образом: По данным Министерства образова ...

Виды граффити
Stencil art (рисование по трафарету) — одна из разновидностей граффити. Трафарет — специальное приспособление, используемое для нанесения на различные поверхности большого количества идентичных символов, таких как буквы, цифры и разнообра ...