SociologyZone
подробно о социологии

Социологический анализ проблемы формирования толерантности

Материалы и статьи » Причины возникновения межэтнических конфликтов » Социологический анализ проблемы формирования толерантности

На основе трудов Асмолова А.Г, Дробижевой Л.М., Керимова К.С. и других, был сделан вывод, что дихотомия «толерантность – интолерантность» существует во всех обществах и во всех культурах, но с разной степенью выраженности по отношению к различным объектам и в различных формах. Средства массовой информации, взвешенно освещая межнациональные проблемы, могут способствовать распространению норм толерантного поведения, противодействию различным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии. В этом плане журналистика может быть позитивной, нейтральной и негативной. Поскольку проблема межэтнических отношений стала одной из самых болезненных в современном обществе, становятся актуальными вопросы о задачах этнической журналистики в обществе, о способах толерантного освещения этничности в СМИ, об этических нормах, регламентирующих подобную деятельность журналистов, в том числе и вопрос о границах «свободы слова».

В мае-июне 2007 г. в г. Тюмени и на юге Тюменской области было проведено исследование с целью изучения проблемы толерантности как основы формирования этнической культуры населения и разработки концепции толерантности. Объектом исследования явилось население г. Тюмени и юга Тюменской области (гг. Ишим, Тобольск, Ялуторовск, Заводоуковск). Предметом исследования выступило формирование межэтнической терпимости в регионе как важной части межнационального взаимодействия в многонациональном обществе.

В результате было выявлено следующее. Проблемы межэтнического взаимодействия существуют и в нашем регионе, более того, при сравнении с данными исследований ведущих специалистов в области межэтнических отношений стало возможным выявить точки межэтнической напряженности в Тюменской области, была сделана попытка определить возможные тенденции развития межнациональных отношений, а также определен пороги конфессиональной толерантности. Рабочие гипотезы о том, что Тюменская область является наиболее стабильным регионом ввиду установившегося баланса многонациональности и многоконфессиональности подтвердились. Был сделан вывод, что необходимо пропагандировать мероприятия, проводимые Комитетом по делам национальностей Администрации Тюменской области, поскольку население не осведомлено о работе в данном направлении.

В результате выполнения научного исследования стало возможным определить черты толерантной и интолерантной личности и разработать концепцию толерантности в обществе, которая включала бы в себя следующие элементы: просветительский, диагностический и коррекционно – развивающий.

Просвещение включает в себя следующие компоненты: предоставление информации о толерантности и интолерантности, формах их проявления в межэтническом взаимодействии; формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности; обучение навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности и расы в различных сферах общественной жизни; формирование более адекватных представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей.

Диагностика должна включать в себя осознание участниками образовательного процесса собственных этнических стереотипов и их влияния на различные сферы жизни; определение общего уровня толерантности отдельных групп участников образовательного процесса.

Коррекция, психологическая помощь и развитие: разрядка негативных чувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности и расы; формирование позитивной этнической идентичности; осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации по признаку этничности и расы.

Еще одним негативным последствием межэтнических конфликтов, интолерантности и ксенофобии является препятствие успешному взаимодействию России с другими государствами, что может привести к изоляции государства от других стран мира. И результатом может стать снижение способности общества к интеграции и мобилизации. Вследствие этого весьма актуальны исследования, направленные на поиски путей формирования межкультурной компетентности, через которую можно прийти к межнациональной и межкультурной толерантности.


Другое по теме:

Структура экономической социализации учащихся в обще образовательных школах
Один из серьёзных недостатков преподавания экономики в школе – недостаточная связь предмета с жизнью. Зачастую уроки сводятся к лекциям по теории, тогда как школьный курс по этому предмету должен, прежде всего, научить ребят ориентировать ...

Механизм «восхождения»
Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление дости ...

Предписанные статусы и роли.
Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношения ...