Проблема девиантного поведения детей дошкольного возраста
Девиантное поведение подростков связывается с рядом причин: выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольто, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон), членство в неформальных группах асоциальной направленности, влияние средств массовой информации, пропаганда сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко), социокультурная ситуация развития и др.
Мы же считаем, что для решения данной проблемы причины и предпосылки девиации необходимо искать намного раньше – начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.
Уже в дошкольном возрасте проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть развития. И на все есть свои причины: это и нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина), и влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), и образ жизни семьи и семейных отношений – детско-родительских, детско-детских, родительских, и психофизиологические особенности каждого ребенка.
На практике же нередко приходится сталкиваться не с отклоняющимся, а с неприемлемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением детей. Часто педагоги и родители, припечатывая ребенку ярлык «трудный», либо «ненормальный», просто отгораживаются от него, снимая с себя ответственность за его поступки, и оправдывают свой отказ от поиска контактов с такими детьми. Что в сущности не только не снимает проблемы, а напротив еще больше усиливает эффект девиантных проявлений.
Результат этого процесса можно проследить по статистическим данным дошкольных образовательных учреждений: с каждым годом процент детей «группы риска» по физическим, психическим и социальным показателям неумолимо растет. И на сегодняшний день эта цифра, приблизительно, около 20% от общей численности детей. Особенно ярко отрицательная динамика заметна в дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
Из всего вышесказанного следует, что именно в дошкольном возрасте должна начинаться профилактическая работа девиаций. Организация и управление этим социальным процессом относится к сфере деятельности системы дошкольного образования, которая на сегодняшний день не выполняет данную социальную функцию.
Поэтому, в своей исследовательской работе мы поставили цель: изучить современные тенденции в сфере социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования и разработать концепцию социального управления этим процессом.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результатом применения предложенных технологий социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования станет повышение эффективности применяемых в этой области средств, форм и методов. А это, следовательно, приведет к сокращению рецидивов и правонарушений среди подростков и молодежи.
Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Другое по теме:
Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей
специальности. Подготовка исследования
Различные регионы России имеют свою специфику задействования социологического труда и, соответственно, свою специфику взаимоотношений на рынке труда. Данное исследование ограничилось изучением ситуации, сложившейся на рынке труда социолог ...
Влияние экономических спадов на здоровье популяции
Еще сравнительно недавно все устоявшиеся общества в истории человечества были сельскохозяйственными. Большинство населения было занято в сельском хозяйстве или связанных с ним ремеслах. Главные угрозы благополучию такого общества были чащ ...
Демографический прогноз Курской области
Рассчитаем перспективную численность населения Курской области, используя модель экспоненциального роста численности населения. Сначала рассчитаем по формуле численность населения через 5, 10, 15 и 20 лет.
Так, численность населения чере ...