SociologyZone
подробно о социологии

Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества
Страница 1

Материалы и статьи » Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества » Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере.

Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труда само придет к своему «нормальному» состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования «Самоубийства)» (1897) и особенно выхода второго издания книги «О разделении общественного труда» (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.

Так как общество часть природного мира, то и наука о нем – социология должна быть подобна наукам о природе. Ее цель – исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Дюркгейм отмечает, что социология должна изучать социальную реальность. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и составляет общество.

Социологию Э. Дюркгейм делил на три основные сферы: социальную морфологию; социальную физиологию и общую социологию.

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует общество с точки зрения его структуры, материальной формы или, во-первых, географической основы жизни народов, во-вторых, народонаселение, его объема, плотности, распределения по территории.

Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и охватывает ряд частных социальных наук: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.

Общая социология подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы.

Центральной социологической идеей, которая практически проходит через всю творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. По существу, солидарность для него- синоним общественного состояния. В своем исследовании самоубийства он также связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной солидарности. Решение проблемы солидарности у Дюркгейма связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом.

В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Данная проблема рассматривается ученым, прежде всего в работе «О разделении общественного труда».

Эта тема была постоянно в центре внимания социологии. Разделение труда – закон природы, подчеркивал Э. Дюркгейм, но он рассматривает этот вопрос не вообще, а с точки зрения соотношения личности и общества.

В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии ХIХ века идеи двух типов общества: традиционное и современное и выделяет два типа солидарности: механическую и органическую солидарность.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Презентация идентичности и идентификация: визуальные аспекты культурного кода
Доступ к группе через идентификацию, возможность быть принятым в среде, иметь отношение к событию, в частности через формирование идентичности, осуществляется через культурный код, который может презентироваться и быть идентифицирован. Ку ...

Структура экономической социализации учащихся в обще образовательных школах
Один из серьёзных недостатков преподавания экономики в школе – недостаточная связь предмета с жизнью. Зачастую уроки сводятся к лекциям по теории, тогда как школьный курс по этому предмету должен, прежде всего, научить ребят ориентировать ...

Результаты исследования
Проведя диагностическое исследование, мы получили следующие результаты. Результаты первичной диагностики Уровень тревожности Уровень агрессии Уровень самооценки КОС 30 26 11 1 40 19 58 1 28 ...