Интервью как особая разновидность опроса
Принято различать два основных класса опросных методов: интервью и анкетный опрос.
Общим признаком для обоих классов является:
ситуация общения, которая может быть личной или опосредованной, индивидуальной или групповой, устной или письменной;
искомая информация содержится в ответах респондента на вопросы, сформулированные заранее или возникающие по ходу беседы.
Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически[2].
Таким образом, основными отличиями интервью являются, во-первых, непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер); во-вторых, устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).
К основным достоинствам интервью можно отнести следующие:
1) ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
2) возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов;
3) личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;
4) устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.
Вместе с тем этот класс опросных методов создает немалые организационные проблемы, которые не позволяют считать его универсальным. Какие же это проблемы?
Классическая форма интервью - это так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.
Таким образом, совершенно очевидно, что интервью не подходит для массовых опросов, которые проводятся со строгим соблюдением правил (критериев) выборки и охватывают более 1000 человек. Поэтому этот вид техники чаще применяют как дополнительный метод исследования для уточнения информации, полученной в ходе массового опроса. В этом случае социолог обращается к так называемым лидерам общественного мнения, беседа с которыми существенно обогащает содержание искомой информации, позволяя углубиться в существо проблемы.
Кроме того, учитывая непосредственный контакт исследователя и респондента, особое значение приобретает его личность, которая может способствовать, а может и препятствовать установлению контакта и положительной установки испытуемого. Таким образом, "эффект интервьюера" может быть и положительным, и отрицательным.
Напомним, что в случае анкетного опроса подобной проблемы либо не существует вовсе, либо ее значимость существенно снижается, так как социолог если и вступает в непосредственное общение с респондентом, то только для того, чтобы вручить ему анкету, а позже принять ее у информанта.
Другое по теме:
Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно
выделить в социологии?
Парадигма – универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течении значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых. Кун критиковался за разнообразие смысла термина. Однако главная причина тому заключалась в ...
Разновидности социальных статусов личности.
Каждый человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.
Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию. ...
Расчет статистических характеристик
Для расчета статистической средней составим вычислительную таблицу, в которой вычислим итоговую сумму:
Годы
Всего
1998
1003
2000
976,4
2001
973,3
2002
971,4
2003
966,8
2004
963
2 ...