SociologyZone
подробно о социологии

Интервью как особая разновидность опроса

Принято различать два основных класса опросных методов: интервью и анкетный опрос.

Общим признаком для обоих классов является:

ситуация общения, которая может быть личной или опосредованной, индивидуальной или групповой, устной или письменной;

искомая информация содержится в ответах респондента на вопросы, сформулированные заранее или возникающие по ходу беседы.

Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически[2].

Таким образом, основными отличиями интервью являются, во-первых, непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер); во-вторых, устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).

К основным достоинствам интервью можно отнести следующие:

1) ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;

2) возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов;

3) личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;

4) устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.

Вместе с тем этот класс опросных методов создает немалые организационные проблемы, которые не позволяют считать его универсальным. Какие же это проблемы?

Классическая форма интервью - это так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.

Таким образом, совершенно очевидно, что интервью не подходит для массовых опросов, которые проводятся со строгим соблюдением правил (критериев) выборки и охватывают более 1000 человек. Поэтому этот вид техники чаще применяют как дополнительный метод исследования для уточнения информации, полученной в ходе массового опроса. В этом случае социолог обращается к так называемым лидерам общественного мнения, беседа с которыми существенно обогащает содержание искомой информации, позволяя углубиться в существо проблемы.

Кроме того, учитывая непосредственный контакт исследователя и респондента, особое значение приобретает его личность, которая может способствовать, а может и препятствовать установлению контакта и положительной установки испытуемого. Таким образом, "эффект интервьюера" может быть и положительным, и отрицательным.

Напомним, что в случае анкетного опроса подобной проблемы либо не существует вовсе, либо ее значимость существенно снижается, так как социолог если и вступает в непосредственное общение с респондентом, то только для того, чтобы вручить ему анкету, а позже принять ее у информанта.


Другое по теме:

Система профессионального отбора
Отбор кадров – это процесс изучения претендентов с целью установления их пригодности для выполнения обязанностей на определенных рабочих местах или должностях, а также выбора из совокупности претендентов наиболее подходящих с учетом соот ...

Деятельность хосписов в некоторых зарубежных странах. Организация работы
В мире существуют разные формы организации хосписной службы. Например, в США система организации хосписов чрезвычайно разнообразна – по объему обеспечиваемой помощи, структуре хосписных служб, источникам финансирования. В 1981 г. Национал ...

Социальные и психологические аспекты жизни города. СПИД/ВИЧ как проблема социального общества
С 1 августа 1995 года в России действует Закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", регулирующий отношения государства и человека в об ...