Изучение особенностей социализации воспитанников детского дома. Методы и организация исследования
Для практического изучения проблем социализации детей в детском доме нами было организовано и проведено исследование. В исследовании приняли участие 30 подростков - воспитанников детского дома. Эксперимент проходил на базе Детского дома №7 при участии психолога и социального педагога учреждения.
Цель эксперимента: Проанализировать проблемы социализации детей в детском доме.
Задачи эксперимента:
Изучить уровень тревожности воспитанников детского дома.
Исследовать уровень агрессии воспитанников детского дома.
Проанализировать уровень самооценки воспитанников детского дома.
Изучить сформированность коммуникативных навыков воспитанников детского дома.
Для определения уровня тревожности подростков - воспитанников детского дома, нами была использована методика Спилбергера, в русскоязычном варианте адаптированная Ю.Л. Ханиным (см. приложение 1). Это наиболее приемлемая методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Текст методики включает в себя 40 вопросов-суждений,20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (СТ), то есть самочувствия подростка в данный момент и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ), обычного самочувствия подростка.
При интерпретации показателей, можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая; 31-44 - средняя; 45 и более - высокая тревожность[21].
Для исследования уровня агрессии воспитанников детского дома нами была использована методика А. Басса-А. Дарки (см. приложение 2).
Для изучения самооценки воспитанников детского дома мы использовали тест "Самооценка" (см. приложение 3). Испытуемым было предложено из 4 наборов качеств выписать те, которые они считают наиболее ценными. Затем каждый испытуемый в выписанных качествах должен был выделить те, которыми он, на его взгляд, реально обладает.
Для исследования сформированности коммуникативных навыков воспитанников детского дома нами была использована методика КОС (коммуникативные и организаторские способности). Опросник КОС - это тест (методика Синявского В.В. и Федоришина Б. А), который позволяет выявить коммуникационные (КС) и организаторские (ОС) способности тестируемого (см. приложение 4). Низкие показатели КС и ОС свидетельствуют о необходимости развития этих способностей. Для достижения высоких профессиональных результатов необходимо наличие как коммуникационных, так и организаторских способностей. Низкий уровень каких-либо одних способностей может приводить к внутренним конфликтам, которые могут быть разрешены путем саморазвития.
Другое по теме:
Анализ документов, как источник социологической информации
Особенности применения документной информации используется в том случае когда у исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемой реальностью. Выбор документной информации зависит от ее составителя. Исследователь не может изм ...
Практическая часть исследования показателей
численности населения Республики Саха (Якутия). Выборочное наблюдение
Рассмотрим динамику численности населения Республики Саха (Якутия) за период 1998–2009 годы (по данным переписи населения). В качестве источника статистических данных используем опубликованные данные «Демографического ежегодника Республик ...
Исследование технологий управления социальными ресурсами в Нижнекамском
муниципальном районе
Приступая к исследованию технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне, необходимо отметить, что на сегодняшний день в обществе высок уровень общественно-политической заинтересованности положением дел в стране, город ...
