SociologyZone
подробно о социологии

Социально-экономическое положение многодетных семей в России
Страница 6

Материалы и статьи » Социальная работа с многодетными семьями » Социально-экономическое положение многодетных семей в России

В целом система региональных программ социальной поддержки выстроена следующим образом: существует большое число видов социальной помощи, но они адресованы ограниченному числу участников. При этом нет пособий, которые были бы доступны всем бедным семьям. Анализ состава участников рассматриваемых социальных программ с социально-демографической точки зрения указывает на то, что они сконцентрированы на поддержке семей с детьми, и в фокус их внимания в большей степени попадают именно многодетные и неполные семьи.

В тоже время распределение финансовых ресурсов происходит не в пользу многодетных семей: размер денежных выплат в расчете на одного члена семьи существенно выше в семьях без детей. Размер помощи зависит от типа населенного пункта: в крупных городах денежные выплаты выше, а в мелких населенных пунктах и на селе - чаще оказывается помощь в натуральном виде. Неденежные социальные программы в большей степени направлены на поддержку семей с детьми. Чаще всех участниками неденежных социальных программ становятся многодетные семьи, имеющие высокий риск попадания в число бедных. Следовательно, можно говорить об определенной роли социальных программ органов социальной защиты для многодетных домохозяйств.

Анализ системы мер законодательного обеспечения государственной политики социальной поддержки многодетных семей принятой в регионах и ее динамика в последние несколько лет, позволил условно выделить три типа социальной защиты многодетных:

слабая социальная защищенность многодетных семей;

средняя социальная защищенность;

высокая социальная защищенность многодетных семей.

К 1-му типу регионов отнесено 11 субъектов федерации, среди которых только один является регионом-донорам федерального бюджета (Ямало-Ненецкий АО). Остальные - это в основном аграрные территории высокой многодетности и низких финансовых возможностей региональных бюджетов.

Наибольшее число регионов (65 субъектов Федерации) относится ко 2-му типу (регионы со средним уровнем социальной защищенности многодетных семей). Здесь представлены все федеральные округа, в данную группу попало 11 регионов-доноров федерального бюджета. Самая высокая "концентрация" регионов-доноров федерального бюджета оказалась в группе регионов 3-го типа (регионы с высоким уровнем социальной защищенности многодетных семей). К их числу относятся 6 из 9-ти регионов этого типа.

Анализ нормативно-правовой базы в части поддержки многодетных семей в регионах России указывает на то, что нормы поддержки многодетных семей регионального уровня в большей своей части дублируют меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250). В то же время, практически нет ни одного субъекта Федерации, в котором эти нормы реализовались бы в полном объеме. Иными словами, в России отсутствует единое социальное пространство в части государственной поддержки многодетных семей, а ее содержание и уровень зависят от места проживания многодетной семьи.

Вывод

Таким образом, можно сказать, что многодетная семья - это в большинстве случаев малообеспеченная семья.

Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету.

Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением.

Все вышеперечисленные в проблемы многодетной семьи очень сильно влияют на каждого члена семьи, особенно на подрастающих детей, и чтобы более или менее сгладить влияние отрицательных факторов многодетности, необходимо изучать положение многодетной семьи с различных сторон.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое по теме:

Государственная служба занятости и перспективы развития рынка труда. Государственная служба занятости, ее функции и структура
Федеральная служба по труду и занятости - федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альте ...

Современная гендерная политика поддерживает женщин – предпринимателей.
Современная гендерная политика — это последовательное создание условий для равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни. Во всем мире признается, что представительное участие женщин в разработке и принятии решений является показателем ...

Дети, воспитывающиеся в семьях, нуждающихся в социальной защите
Малообеспеченные семьи. Точкой отсчета бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме РФ» (1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные плат ...