Социализация личностиСтраница 1
Анализируя возникновение и развитие личностных черт, можно выделить факторы, оказывающие влияние на формирование личности: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Поэтому огромное значение в формировании личности играет так называемый процесс социализации личности.
Понятие социализация объясняет то, каким образом человек из биологического и генетического существа превращается в существо культурное - социальное. Социализация личности - непрерывный, начинающийся с младенчества и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения, накопления и воспроизводства социального опыта, т.е. социальных ролей, установок, социальных норм, ценностей, знаний и т.д.
Различаются две основные формы социализации - направленная и ненаправленная. Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе и в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, коллег по работе, друзей, сверстников). Человек сам как "губка" сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с направленной. Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с главенствующими в данном обществе ценностями и идеалами.
Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация занимает более длительный временной промежуток и включает в себя также зрелый и преклонный возраст.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности и освоение социального опыта активно продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Выделяются следующие различия между социализацией детей и взрослых: 1) социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации; 2) взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их; 3) социализация взрослых часто предполагает более гибкое, освоение социального опыта, т.е. у взрослых есть понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета"; 4) социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Социализация включает в себя пять основных этапов: младенчество, детство, юность, зрелость, старость.
Основной канал социализации на этапе младенчества - общение с родителями. Ведущие каналы социализации в детстве: 1) игра, в первую очередь, ролевая игра, которая представляет собой эмоционально-образное воссоздание поведения и действий взрослых, осуществляющееся в игровой форме; 2) обучение и познание мира, которое происходит в основном с помощью учителей и учебников. В юности доминирующая роль в социализации личности принадлежит сверстникам. Приобретение знаний и жизненного опыта из этого источника иногда происходит в конфликте с родителями, образованием. Кроме того, юность характеризуется тем, что на этом этапе социальный опыт не только усваивается, но активно воспроизводится, происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Как правило, уже в юности человек формулирует свои основные цели жизни. Человеческая зрелость характеризуется стремлением достигнуть целей жизни и самоутвердиться в различных сферах общества. Происходит самообразование и самосовершенство личности благодаря ее включенности в культуру общества в целом. Старость основывается на подведении человеком итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего, практически, нельзя изменить.
Другое по теме:
Основные исследователи социального патронажа
1. Алексеева Л.С.
2. Осипова И.И.
3. Панов А.М.
4. Мардахаев Л.В.
5. Холостова Е.И.
6. Басов Н.Ф. ...
Предложения по совершенствованию системы социальной
поддержки многодетных семей
ЦСДСиП, поддерживая главные направления государственной семейной политики направленные на обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи, вносит свои предложения по совершенс ...
Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка. Международные нормативно-правовые акты
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые ...