Этапы технологии социального патронажаСтраница 3
В практике социальных, служб основным предметом подобного «рабочего соглашения» являются следующие аспекты: цели предстоящей работы; ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках совместной деятельности; процедуры и методики, которые предполагается использовать (в самом общем виде, не раскрывая профессиональных «секретов»); требования относительно режима работы; кто еще будет привлекаться к работе с семьей - социальные работники, педагоги, психологи, медики, юристы и т. д., какие ведомства могут быть подключены.
Социальная терапия
Эта стадия заключается в собственно процессе осуществления запланированных преобразований, реализации программ социального патронажа.
В практике имеют место самые разнообразные виды и типы таких программ, направленные на решение соответствующих многообразных кризисных ситуаций и нивелирование факторов риска (программы патронажа семей с асоциальным поведением взрослых, жестоким обращением, семей юных матерей, разведенных родителей и ряд других) [4, С.65-72].
Процедура социального патронажа включает следующие действия (Алексеева Л.С.):
а) изучение ситуации социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку;
б) оказание конкретной (при необходимости - оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических кризисных проблем, при доминировании прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у клиентов ресурсов для необходимых изменений в жизнедеятельности и достижения оптимального функционирования в социальной, трудовой и семейной среде;
в) оказание услуг профилактической направленности, имеющих целью не только удовлетворение потребностей клиентов, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденции и закрепление успехов, уменьшение или устранение факторов риска;
г) объединение усилий субъектов социального патронажа, их включение в решение проблем клиентов в зависимости от характера этих проблем, обеспечение комплексного подхода в этом процессе (сочетание параллельного решения экономических, культурно-образовательных, психосоциальных и иных проблем) [2, С.57]. Особую значимость приобретает подготовка к знакомству с клиентом и системой его социального окружения. Это означает предварительный сбор всей возможной информации о клиенте: индивидуальные особенности, социальные связи, сложившаяся ситуация, особенности реагирований на навязываемый контакт, возможные трудности и способы их преодоления. Задача первичных визитов - формирование доверия к специалисту, социальной службе в целом.
Осипова И.И. предлагает
следующий алгоритм дальнейшего взаимодействия специалиста с клиентом-семьей:
1. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.
2. Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.
3. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.
4. Контроль за выполнением соглашения.
5. Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.
6. Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.
7. Подведение итогов работы.
8. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.
9. Прощание с клиентом [3, с.56].
Другое по теме:
Теоретические аспекты реабилитации осужденных. Осужденные,
как объект социальной политики
Социальная политика (СП) считается одним из важнейших направлений внутренней политики государства. А.С. Сорвина считает, что под СП понимается характеристика взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых ...
Наблюдение и эксперимент
Важнейшими исследовательскими методами в социологии - как и в научном знании в целом - являются наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения основан на преднамеренном, систематическом восприятии и прямой регистрации социальных фактов с цель ...
Модели поведения профсоюзов на рынке труда
В современных условиях хозяйствования степень участия работников в профсоюзе рассматривает простая модель участия в профсоюзе. Эта модель предполагает, что существует спрос работников на услуги профсоюза и предложение этих услуг со сторон ...