Этапы технологии социального патронажаСтраница 3
В практике социальных, служб основным предметом подобного «рабочего соглашения» являются следующие аспекты: цели предстоящей работы; ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках совместной деятельности; процедуры и методики, которые предполагается использовать (в самом общем виде, не раскрывая профессиональных «секретов»); требования относительно режима работы; кто еще будет привлекаться к работе с семьей - социальные работники, педагоги, психологи, медики, юристы и т. д., какие ведомства могут быть подключены.
Социальная терапия
Эта стадия заключается в собственно процессе осуществления запланированных преобразований, реализации программ социального патронажа.
В практике имеют место самые разнообразные виды и типы таких программ, направленные на решение соответствующих многообразных кризисных ситуаций и нивелирование факторов риска (программы патронажа семей с асоциальным поведением взрослых, жестоким обращением, семей юных матерей, разведенных родителей и ряд других) [4, С.65-72].
Процедура социального патронажа включает следующие действия (Алексеева Л.С.):
а) изучение ситуации социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку;
б) оказание конкретной (при необходимости - оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических кризисных проблем, при доминировании прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у клиентов ресурсов для необходимых изменений в жизнедеятельности и достижения оптимального функционирования в социальной, трудовой и семейной среде;
в) оказание услуг профилактической направленности, имеющих целью не только удовлетворение потребностей клиентов, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденции и закрепление успехов, уменьшение или устранение факторов риска;
г) объединение усилий субъектов социального патронажа, их включение в решение проблем клиентов в зависимости от характера этих проблем, обеспечение комплексного подхода в этом процессе (сочетание параллельного решения экономических, культурно-образовательных, психосоциальных и иных проблем) [2, С.57]. Особую значимость приобретает подготовка к знакомству с клиентом и системой его социального окружения. Это означает предварительный сбор всей возможной информации о клиенте: индивидуальные особенности, социальные связи, сложившаяся ситуация, особенности реагирований на навязываемый контакт, возможные трудности и способы их преодоления. Задача первичных визитов - формирование доверия к специалисту, социальной службе в целом.
Осипова И.И. предлагает
следующий алгоритм дальнейшего взаимодействия специалиста с клиентом-семьей:
1. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.
2. Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.
3. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.
4. Контроль за выполнением соглашения.
5. Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.
6. Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.
7. Подведение итогов работы.
8. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.
9. Прощание с клиентом [3, с.56].
Другое по теме:
Обобщение и отображение результатов социологического исследования
Итоги анализа информации отражаются в отчете. Отчет о проведении СИ включает в себя следующие разделы: I раздел – содержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информа ...
А.Б. Фахретдинова: "Основные направления
преодоления супружеского насилия в отношении женщины в современном российском
обществе"
Семья нередко рассматривается как частная сфера жизни людей, однако насилие в отношении супруги представляет собой нарушение прав человека, поэтому государственные органы должны предпринимать шаги по оптимизации ситуации в этой области.
...
Моральная статистика. Понятие «моральная статистика»
Понятие «моральная статистика» относится к наименее разработанным в концептуальном и методологическом отношениях в социальной статистике. Такое положение связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, у нас, как и в мировой практике, пробле ...
