SociologyZone
подробно о социологии

Конъюнктура рынка труда

Материалы и статьи » Социология труда » Конъюнктура рынка труда

Конъюнктура рынка руда

– это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния и уровень доходов населения (в том числе душевого); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и другие факторы.

Объектом рынка труда является труд. Субъектами выступают работодатели, безработные, наемные работники, самостоятельно занятые работники.

Важнейшими элементами, характеризующими конъюнктуру рынка труда, являются: соотношение спроса и предложения в количественном (уровень безработицы или дефицита кадров) и качественном (структурном, в первую очередь профессионально – квалификационном) аспекте, заработная плата, прибыль, цена и т. д. В рыночных условиях основные потребности человека, семьи могут удовлетворяться посредством труда, получения заработной платы или дохода в денежной форме и их обмена на жизненные средства и услуги, а с другой стороны, в первую очередь, механизмом спроса и предложений труда как конкурентной формы реализации определенных потребностей и интересов. Со стороны работодателей формируется спрос на рабочую силу. Со стороны работников – предложение труда, зависящее от уровня заработной платы, условий труда, соответствия профессионально – квалификационной структуры рабочей силы и рабочих мест, налоговой системы, общей культуры и т. д.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов. Первый тип – трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда. Второй тип – трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда. Третий тип – равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, отраслями и секторами экономики.

Основная часть совокупного предложения и спроса на труд в каждый данный момент удовлетворена, что и обеспечивает функционирование общественного производства (удовлетворенного спроса). Меньшая его часть в силу естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест – выбытия людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытия старых и ввода новых рабочих мест – оказывается свободной (вакантной) и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка труда, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы. В своем единстве совокупный спрос и совокупное предложение определяют емкость совокупного рынка труда.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного взаимодействия и взаимосвязи спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Таким образом, конъюнктура рынка труда – соотношение спроса и предложения рабочей силы, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды трудовой деятельности и уровень занятости.


Другое по теме:

Теория структурно-функционального анализа
Понятие структурно-функциональнного анализа употребляется в двух значениях: как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Парсонс и как метод исследования. Главной побудительной причиной всех научных усилий ...

Понятие и функции социального контроля
Социальный контроль - вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения, механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Основная задача социального контроля - создание услови ...

Логический контроль анкеты
Это контроль на соответствие научным критериям качества. Контролируются два основных параметра социологической анкеты - правильность формулировки вопросов и правильность компоновки всей анкеты, ее композиция. Необходимо проанализировать к ...