SociologyZone
подробно о социологии

Человеческий капитал
Страница 1

Материалы и статьи » Социология труда » Человеческий капитал

Человеческий капитал понимается как совокупность качеств человека, его способностей к труду, которые определяют его производительность и могут стать источником дохода для самого человека, организации и общества в целом.

Человеческий капитал есть сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и, тем самым, влияю на рост доходов (заработков) данного человека. На практике понятие человеческого капитала чаще всего является синонимом образовательно-квалификационного потенциала общества.

Основными характеристиками человеческого капитала являются:

1) определенный запас знаний, навыков и других производительных качеств и способностей человека, являющийся результатом инвестиций в человека;

2) этот запас знаний человека существует потенциально и реализуется в той или иной сфере общественного воспроизводства путем его включения в процесс общественного труда;

3) целесообразно используя накопленный запас знаний, работник получает соответствующий доход в виде заработной платы, а общество – в виде национального дохода;

4) повышение доходов работника и общества должно стимулировать их к дальнейшему накоплению новых запасов знаний, навыков и опыта, путем инвестирования в человеческий капитал.

При исследовании понятия «человеческий капитал» возникает вопрос: почему вся совокупность производительных способностей человека трактуется как капитал? Доказательством тому служат следующие аргументы:

1) производительные способности человека являются особой формой капитала потому, что они являются неотъемлемым личным достоянием и богатством человека, его собственностью, а поэтому их нельзя купить и продать, отчуждая от собственника;

2) производительные способности человека обеспечивают своему обладателю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части текущего потребления, то есть временную упущенную выгоду;

3) производительные способности человека способны приносить не только доход в денежной форме в виде заработной платы, но и психологический, социальный, моральный выигрыш;

4) формирование производительных способностей человека требует и от индивида, и от общества значительных затрат (то есть инвестиции в человеческий капитал осуществляет сам человек, организация, в которой он работает, и государство);

5) производительные способности человека имеют свойство накапливаться в результате инвестиций и приобретения производственного опыта.

К основным элементам человеческого капитала обычно относят:

1) капитал образования, включая общие и специальные знания;

2) капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, производственный опыт);

3) капитал здоровья;

4) обладание экономически значимой информацией (например, о ценах, доходах, прогнозы), которая, потенциально, может принести доход;

5) капитал миграции, обеспечивающий мобильность работников;

6) мотивация трудовой деятельности.

Большое значение имеет деление человеческого капитала на следующие виды:

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Молодежь в системе общего образования.
Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития края. По сравнению с 2001 годом ситуация в системе общего образования измени­лась следующим образом: По данным Министерства образова ...

Социальная политика – основополагающий компонент государственного управления.
Российская Федерация по своей Конституции – социальное государство, что предполагает: в государственном управлении социальная политика - один из его важнейших компонент. Поэтому очевидно, что социальная политика становится масштабной соци ...

Результаты исследования
Проведя диагностическое исследование, мы получили следующие результаты. Результаты первичной диагностики Уровень тревожности Уровень агрессии Уровень самооценки КОС 30 26 11 1 40 19 58 1 28 ...