Социальные статусы и роли
Статусы и роли связаны между собой функциональными отношениями и являются «строительными кирпичикам» общественного здания, связаны благодаря общественному разделению труда. Статусы и роли имеют три грани: ширина (права), длина (обязанности), высота (ответственности).
Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. С помощью статусов социолог точно характеризует объект исследования. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности, с их помощью складывается функциональная взаимосвязь. Группы статусов: экономические, профессиональные, политические, религиозные, территориальные.
Социальная роль - поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Это понятие было введено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга.
Т.Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли: 1. эмоциональность (одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности). 2. способ получения (одни предписывают, другие завоевывают). 3. масштабность (часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта). 4. формализация (действие в строго установленных правилах или произвольно). 5. мотивация (на личную прибыль, на общее благо и т.д.)
Другое по теме:
Приоритетные направления и основные механизмы
реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом:
целей и конкретных задач государственной политики, признании молодежи в качестве стратегического ресурса устойчи ...
Общая характеристика юности
Понятие «тинэйджеры» (от англ. суффикса teen – общего для всех числительных от 13 до 19 и aigе – возраст) включает в себя и подростков 13–15 лет, и молодых людей в возрасте от 15 до 19 (реально – до 21–22). Однако разница между этими возр ...
Интервью как особая разновидность опроса
Принято различать два основных класса опросных методов: интервью и анкетный опрос.
Общим признаком для обоих классов является:
ситуация общения, которая может быть личной или опосредованной, индивидуальной или групповой, устной или пись ...