SociologyZone
подробно о социологии

Социальная структура трудовой организации

Материалы и статьи » Социология труда » Социальная структура трудовой организации

Трудовой коллектив как социальный организм имеет и определенную социальную структуру. Существует несколько видов социальных структур: производственно-функциональная, целевая, профессионально-квалификационная, социально-демографическая, общественно-организационная, социально-психологическая и национальная социальные структуры.

Производственно-функциональная структура трудового коллектива включает в себя производственные подразделения предприятия: выпускающие продукцию, реализующие продукцию, управляющие, организовывающие, планирующие, обслуживающие и др. В связи с этим можно выделить три уровня социальной структуры: высший (это производственный коллектив предприятия в целом); средний (цеха, участки, службы); первичный (бригады, смены, группы).

В зависимости от выполняемых функций весь трудовой коллектив делится на две большие группы: промышленно-производственный персонал и непромышленный персонал. В состав промышленно-производственного персонала входят все работники основной деятельности: руководители, специалисты, технические исполнители, основные и вспомогательные рабочие, ученики, работники военизированной и сторожевой охраны, пожарной охраны, работники научно-исследовательских и конструкторско-технологических подразделений. В состав непромышленного персонала включают работников жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытового и медико-санитарного облуживания, подсобных сельскохозяйственных предприятий, спортивных сооружений, педагогический и обслуживающий персонал дошкольных учреждений и др.

Целевая структура трудового коллектива представляет собой совокупность всех уровней социальной структуры, связанных между собой общей целью и задачами как производственного, так и социально‑психологического характера, выражающих одинаковые интересы, общие ценностные ориентации.

Профессионально-квалификационная структура трудового коллектива – это социальная форма профессионального разделения труда. Она предполагает деление работников предприятия на группы по уровню образования, профессиям, а внутри профессий по уровню квалификации, производственному стажу, специальности и специализации.

Социально-демографическая структура распределяет трудовой коллектив на группы по полу, возрасту, семейному положению, уровню доходов и др. В каждой группе необходимо изучать специфические потребности, интересы ее членов, характер воспроизводства рабочей силы, и др.

Общественно-организационная структура выражает систему отношений в трудовом коллективе, в котором всегда образуются формальные и неформальные объединения, между которыми складываются определенные отношения. Несовпадение интересов этих групп может привести к социально-трудовым конфликтам.

Социально-психологическая структура трудового коллектива определяется системой взаимосвязи позиций и ролей отдельных работников и малых групп. В результате формируется определенный социально-психологический климат в трудовом коллективе, определенная трудовая мотивация, трудовая адаптация новых членов коллектива, разрешение социально-трудовых конфликтов, то есть эффективность деятельности коллектива.

Национальная структура трудового коллектива представляет собой национальный состав коллектива. Поэтому необходимо учитывать национальные традиции каждого работника, в особенности если в коллективе складываются довольно значительные национальные группы.

Все виды социальных структур трудового коллектива в совокупности определяют содержание внутриколлективных социально-трудовых отношений. Изучение этих отношений позволяет эффективно управлять трудом на предприятии и в организации.


Другое по теме:

Повременные системы оплаты труда
Повременная заработная плата – это такая ее форма, при которой размер платы за труд работника зависит от времени работы, предполагая надлежащее исполнение им должностных функций. По этой системе размер оплаты труда за определенный период ...

Показатели уровня и структуры смертности
Все основные факторы объединяют в четыре группы: 1) уровень жизни народа; 2) эффективность служб здравоохранения; 3) санитарная культура общества; 4) экологическая среда. 1. Уровень жизни народа . Уровень жизни – главный фактор улучшени ...

Социально-значимые акции как инструмент формирования имиджа социально ответственной компании
В конце XIX века на родине ПР - в США развернулись острые схватки между крупными компаниями и профсоюзами. Это был период развития массового машинного производства, расширения сети железных дорог, коммуникаций и средств передачи информаци ...