SociologyZone
подробно о социологии

Теории мотивации

Теория человеческих отношений дала толчок разработке проблем мотивации трудового поведения. А. Маслоу делил потребности личности на базисные и производные (или метапотребности). Базисные потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

1) физиологические (в пище, в дыхании, в одежде, в жилище, в отдыхе);

2) экзистенциальные (в безопасности своего существования, в гарантии занятости и т. д.);

3) социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу и др.);

4) потребности в самоуважении и престиже (в служебном росте, статусе);

5) личностные или духовные (в самоактуализации, самовыражении).

Главное в теории Маслоу заключается в том, что потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь после того, как удовлетворены предыдущие.

Д. Мак Келланд также выделял три вида потребностей. Потребности соучастия проявляются, по его мнению, в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Потребности властвования состоят в стремлении человека контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Потребности достижения проявляются в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем он делал это ранее. Но Мак Келланд не выстраивает выделенные им группы в иерархической последовательности.

В двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга в качестве независимых факторов трудовой деятельности выделены содержание труда и условия труда. Согласно Герцбергу только внутренние факторы (содержание труда) выступают мотиваторами трудового поведения, то есть, способны повышать удовлетворенность трудом. Внешние факторы, то есть заработок, межличностные отношения в группе, политика предприятия, называются гигиеническими (или условиями труда), и не могут повышать удовлетворенность трудом. Он считал, что не стоит тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности работников.

Широкую известность получили теории «X» и «У» стилей управления Д. Макгрегора. Теория «X» исходит из того, что:

1) средний человек ленив, и стремиться избегать работы;

2) работники не очень честолюбивы, боятся ответственности, не хотят проявлять инициативу и хотят, чтобы ими руководили;

3) для достижения целей работодателю нужно принуждать работников трудиться под угрозой применения санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;

4) строгое руководство и контроль являются главными методами управления;

5) в поведении работников доминирует стремление к безопасности.

Выводы теории «Х» основываются на том, что в деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания, то есть преобладать авторитарный стиль управления.

Теория «У» включает следующие основные рассуждения:

1) нежелание работать – это неврожденное качество работника, а следствие плохих условий труда на предприятии;

2) при успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность;

3) лучшие средства осуществления целей – вознаграждение и личностное развитие;

4) при наличии соответствующих условий работники усваивают цели организации, формируют в себе такие качества, как самодисциплина и самоконтроль;

5) трудовой потенциал работников выше, чем принято считать, и используется частично, поэтому необходимо создавать условия для его реализации.

Вывод теории «У» заключается в необходимости предоставления работникам большей свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества, и создания для этого благоприятных условий. Оптимальным в этом случае будет демократический стиль управления.


Другое по теме:

Задачи и гипотезы
1) выявить основные факторы, побуждающие людей к покупкам через информационную сеть; 2) найти зависимость таких покупок от социального положения; 3) расставить приоритеты по эти факторам. Как уже было сказано главным фактором, побуждаю ...

Поведенческие критерии.
Как бы ни были важны рассмотренные выше компоненты культуры конфликтного взаимодействия, основным ее компонентом является все-таки поведенческий, который выражается: 1) в активности поведения на предконфликтной стадии, 2) рациональности п ...

Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов
Выделение исследований политической коммуникации, под которой в общем случае понимается “обмен информацией между субъектами политической жизни, а также между государством и гражданами” в относительно самостоятельную область теоретического ...