SociologyZone
подробно о социологии

Религия как причина социальных изменений. Религия и социальные изменения. Концепции К. Маркса, М. Вебера и В. Зомбарта
Страница 11

Материалы и статьи » Религия и социокультурные трансформации » Религия как причина социальных изменений. Религия и социальные изменения. Концепции К. Маркса, М. Вебера и В. Зомбарта

Исследование Зомбарта является продолжением исследований М. Вебера. При этом философские предпосылки его построений в большей степени неявны, нежели чем у Вебера. Задача, которую Зомбарт ставит, – показать, в процессе каких влияний формировался дух капитализма. Поскольку последний характеризуется как рационализм и стремление к наживе, остается только найти учения, которые ориентируют человека на практические действия и опираются на рационалистические основания. Таковым, в частности, оказывается иудаизм. Задача исследователя состоит в выявлении этих моментов рационализма в учении иудаизма. Роль религии, таким образом, сводится к влиянию на формирование новой трудовой этики. Зомбарт показывает, что трудовая этика капитализма по существу тождественна этике иудаизма.

Исследовательская схема Зомбарта может быть охарактеризована следующим образом. Капитализм возможен только благодаря особой трудовой этике, на появление этой этики большое влияние оказали христианство и иудаизм. Данные утверждения не вызывают возражений, но они нуждаются в конкретизации. По существу, не ясна роль трудовой этики в становлении капитализма (механизм ее влияния на все стороны социальной системы), не прояснена и сама социальная капиталистическая система во взаимосвязи ее элементов и видов детерминации. Принимая вывод Зомбарта о влиянии иудаизма на формирование трудовой этики капитализма, мы должны ответить на вопрос, почему эти особенности иудаизма были востребованы именно в XV-XVI веках, а не раньше. Это обстоятельство говорит о том, что иудаизм был только одним из факторов становления новой трудовой этики. Отсюда следует сделать вывод, что изучение детерминации социальной структуры со стороны ее компонентов возможно только тогда, когда существует концепция общества и системы ее детерминант. К сожалению, исследования Вебера и Зомбарта не ориентировались на достижение такого высокого уровня абстракции. Системная концепция общества, опирающаяся на теорию действия, появляется только в середине XX столетия. Без обращения к ней невозможно в полной мере рассмотреть вопрос о причинах социокультурных изменений.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 


Другое по теме:

Идеология как общественное явление
Можно не сомневаться в том, что с идеологией ничего подобного не произошло бы, если бы не ее огромная роль в общественной жизни. Современные западные политологи и социологи, опираясь на авторитет М. Хайдеггера, К. Маннгейма, Г. Маркузе, М ...

Заключение.
За последнее десятилетие в результате возрастающего участия женщин в экономической и политической жизни они владеют более чем одной третью российского бизнеса. А 25% женщин зарабатывают больше своих мужей. В постиндустриальном обществе д ...

Социальное неравенство
Вопросы для изучения: Социальная стратификация. Теории социальной стратификации. Социальная мобильность. ...