SociologyZone
подробно о социологии

Идеология в России: проблемы и перспективы

Материалы и статьи » Проблемы формирования идеологии в России » Идеология в России: проблемы и перспективы

В настоящее время в отечественном обществоведении ведутся горячие споры: нужна или нет сегодняшней России общенациональная идея, если нужна, то какой она должна быть? Обращаясь к этому спору, следует иметь в виду, что, пожалуй, нет другого продукта человеческого сознания, который бы пережил в нашей стране столько, сколько пережила идеология. Если до Октября общенациональная идеология у нас, как и повсюду, многими понималась не иначе как “извращенное сознание” (К. Маркс), то пришедшая ей на смену в Октябре 1917 г. пролетарская идеология была, согласно В. Ленину, единственно верной “научной идеологией”, призванной найти и осветить для России ее путь к социализму.

Но вскоре (при И. Сталине) созданный им “марксизмленинизм”, объявленный наукой, становясь и оформляясь, быстро стал не чем иным, как новым “извращенным сознанием”, обслуживающим номенклатуру, безжалостно подмявшим под себя всякое свободомыслие и задушившим любое инакомыслие, что для прогресса было смерти подобно. При “хрущевской оттепели” и особенно во времена “горбачевской перестройки” началось робкое освобождение от этого “идеологического дурмана”, набравшее позже силу и ставшее не только “всеобщей деидеологизацией”, но и едва не превратившееся в “охоту на ведьм” — на коммунистов и их идеологию. Не дойдя до этой крайней черты, круговерть идеологических метаморфоз, казалось, остановилась на принципе идейного плюрализма и закрепилась в ст. 13 Конституции: “В Российской Федерации признается идеологическое разнообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной .” Однако приключения идеологии на том не закончились. [2]

Что же скрывается за приключениями идеологии? Чтобы ответить на этот вопрос, надо представить себе природу идеологии.


Другое по теме:

Ценностно-ориентационные критерии.
Еще один содержательный компонент конфликтного взаимодействия – ценностно-ориентационный, который выражает ценностные установки и ориентации его участников. Эти установки проявляются, в частности, в том, на какие возможные исходы конфликт ...

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
В крае значительно активизировалась физкультурно-спортивная и оздорови­тельная работа среди населения. В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий проводится около 100 краевых соревнований, 16 комплексных мероприят ...

ПР-инструментарий формирования имиджа компании. Современные подходы к изучению имиджа
Одной из главных задач PR-служб, как известно, является формирование в глазах общественности позитивного имиджа организации, органа власти или политика. [16, с.318] В России имидж стал предметом повышенного общественного внимания и научн ...