Идеология в России: проблемы и перспективы
В настоящее время в отечественном обществоведении ведутся горячие споры: нужна или нет сегодняшней России общенациональная идея, если нужна, то какой она должна быть? Обращаясь к этому спору, следует иметь в виду, что, пожалуй, нет другого продукта человеческого сознания, который бы пережил в нашей стране столько, сколько пережила идеология. Если до Октября общенациональная идеология у нас, как и повсюду, многими понималась не иначе как “извращенное сознание” (К. Маркс), то пришедшая ей на смену в Октябре 1917 г. пролетарская идеология была, согласно В. Ленину, единственно верной “научной идеологией”, призванной найти и осветить для России ее путь к социализму.
Но вскоре (при И. Сталине) созданный им “марксизмленинизм”, объявленный наукой, становясь и оформляясь, быстро стал не чем иным, как новым “извращенным сознанием”, обслуживающим номенклатуру, безжалостно подмявшим под себя всякое свободомыслие и задушившим любое инакомыслие, что для прогресса было смерти подобно. При “хрущевской оттепели” и особенно во времена “горбачевской перестройки” началось робкое освобождение от этого “идеологического дурмана”, набравшее позже силу и ставшее не только “всеобщей деидеологизацией”, но и едва не превратившееся в “охоту на ведьм” — на коммунистов и их идеологию. Не дойдя до этой крайней черты, круговерть идеологических метаморфоз, казалось, остановилась на принципе идейного плюрализма и закрепилась в ст. 13 Конституции: “В Российской Федерации признается идеологическое разнообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной .” Однако приключения идеологии на том не закончились. [2]
Что же скрывается за приключениями идеологии? Чтобы ответить на этот вопрос, надо представить себе природу идеологии.
Другое по теме:
Цели и задачи социальной политики государства
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, обр ...
Социальные действия как первичный элемент социальной жизни
Социальное действие - это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия. Впервые это определение ввел и исследовал М. Вебер. Он пришел к выводу, что человек не только действу ...
Методика измерения этнических стереотипов
Этнический фактор становится основой формирования конфликтности в современном мире, а повышение толерантности граждан, для любой страны, особенно такой многонациональной, как Россия, становится важнейшей задачей.
Актуальность исследовани ...
