SociologyZone
подробно о социологии

Идеология как общественное явление
Страница 2

Сплошь и рядом такая цель - концентрированное выражение коренных общественных интересов международного или внутреннего характера, она может ставить задачу победы и устранения иноземных (или внутренних) врагов данного общества. Но это может быть и более сложное идейное построение, выражающее определенный социальный идеал. Социальный идеал - это мыслимое общественное устройство, к которому в силу своих коренных интересов стремится та или иная общественно-политическая сила, класс, группа, слой. Скажем, частный предприниматель заинтересован в свободном от государственного вмешательства капитализме. Именно такое устройство - его социальный идеал. Именно его формулирует, разъясняет и пропагандирует либерализм - идеология предпринимателей, буржуа. Человек труда, рабочий хотел бы трудиться только на себя, т. е. там, где его никто не эксплуатирует и не угнетает; именно такое социально справедливое устройство - социализм и есть социальный идеал рабочих, людей труда. [2]

Социальный идеал - не случайный фантом, а необходимый спутник дифференцированного, социально неоднородного общества, пронизанного противоречиями, столкновениями, конфликтами, разными формами социально-политической борьбы. Подобно тому, как в сегодняшнем крупном городе ни один человек не может быстро и успешно проехать из одного его конца в другой, не имея в своей голове мысленной схемы или плана своей поездки (виды транспорта, их маршруты, пересадки и т. д.), так ни одна общественно-политическая сила или группа не может рассчитывать на успех политической борьбы, не имея определенной цели борьбы, ее желаемого результата (социальный идеал) и тех средств, с помощью которых этот социальный идеал только и может стать явью.

Вся история XX в. показывает, что все широковещательные кампании “деидеологизации” общества, “освобождения” его от “идеологических пут” всякий раз были не чем иным, как лукавым прикрытием не устранения идеологии как таковой, а стыдливой формой отказа от прежней идеологии во имя “новой”, в качестве которой сплошь и рядом выступало давно известное идеологическое старье, облаченное в модные наряды. Опыт уходящего веха свидетельствует о том, что общество успешно развивается и решает свои задачи только до той поры, пока ему удается осуществлять перемены в своей идеологии соответственно изменениям и потребностям общественной жизни. Отсутствие в обществе цементирующей идеологии при определенных условиях может привести к расколу и даже распаду общественных связей.

В сегодняшнем мире, переживающем новый этап научнотехнической революции, все отчетливее выступает еще одна социальная функция идеологии, связанная с проблемами самоидентификации народов и наций. Все дело в том, что в условиях сходного, почти одинакового технического и экономического базиса именно идеология, переплетающаяся с менталитетом и традициями, становится важным критерием самоидентификации различных обществ. Раньше таким критерием в духовной сфере выступала культура. Но интернационализация современных технологий сравняла во многом материальные культуры, а средства массовой информации и массовая культура существенно сблизили менталитеты народов.

Мы подходим к важнейшей проблеме - критерию эффективности или неэффективности воздействия идеологии на жизнь общества. Идеология эффективна, если она обеспечивает единство общества, объединяет его граждан вокруг общенациональных задач, адекватных времени и условиям.

Идеология считается неэффективной, если она не воспримимается обществом не способствует достижению поставленных целей, не определяет пути дальнейшего развития общества в конкретных исторических условиях. Такова неразрывная связь идеологии и общественного развития.

Каков механизм воздействия идеологии на общество? Идеология, придавая действиям людей определенный общественный смысл, уже является побудительной силой, непосредственным импульсом для соответствующих действий. Мало того, побуждая людей к социальным действиям, идеология вместе с тем обеспечивает действующим необходимую ориентацию. Этим формируется определенная модель поведения как человека, так и всего общества. Именно поэтому идеология и выступает как система идей и представлений, истолковывающих окружающую действительность и побуждающих отдельные социальные группы или общество в целом действовать, приближаясь к поставленной цели. Вместе с тем идеология - это и легитимация действий. Известны слова М. Хайдеггера о том, что человек эпохи идеологий, говоря о целях и ценностях, имеет в виду овладение миром в опоре на их действенную силу, связанную с их адекватностью ситуации.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Виды граффити
Stencil art (рисование по трафарету) — одна из разновидностей граффити. Трафарет — специальное приспособление, используемое для нанесения на различные поверхности большого количества идентичных символов, таких как буквы, цифры и разнообра ...

Сценарный прогноз численности населения России
В современной ситуации вполне возможно разработать прогноз изменений численности и структуры населения России, на этот раз — до 2100 года. Столь долгосрочный прогноз выполнен впервые, но он служит логическим продолжением серии аналитическ ...

Социальная стратификация, её источники и факторы.
Понятие социальной стратификации тесно связано с делением общества на социальные слои, а стратификационная модель общества строится на основе такого явления, как социальный статус. Социальный статус – это положение, занимаемое человеком ...