SociologyZone
подробно о социологии

Правовая статистика. Структура правовой статистики
Страница 3

Материалы и статьи » Понятие моральной статистики » Правовая статистика. Структура правовой статистики

ü иски, связанные с приватизацией предприятий;

ü иски о защите интеллектуальной собственности;

ü иски о возмещении ущерба из-за некачественных товаров и услуг;

ü иски о защите чести и достоинства граждан;

ü дела о признании граждан ограниченно дееспособными и пр.

Решение суда по гражданским делам могут быть следующими: иск удовлетворен, отказ в принятии иска, дела переданы в другие суды. Могут быть вынесены частные определения.

Специальная разработка проводится по судебным делам о хищениях, хозяйственных и должностных преступлениях по отдельным отраслям экономики. При этом лица, совершившие преступления, подразделяются на: руководителей данного предприятия, учреждения; прочих работников данного предприятия, учреждения; не работающих на этом предприятии.

Наиболее распространенные виды преступлений, рассматриваемые при таком анализе, следующие: хищение, получение взятки, дача взятки, другие должностные преступления, нарушение правил охраны труда и безопасного производства работ, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Особое внимание уделяется делам об осужденных несовершеннолетних. Эти преступления классифицируются по видам с учетом сопутствующих обстоятельств и степени тяжести, способа совершения преступления. В разных аспектах рассматриваются личности преступников. Проводятся следующие группировки: по возрасту – 14-15 лет и 16-17 лет; по полу – мальчики, девочки; по типу семьи, в которой воспитываются,- в семье с одним родителем, вне семьи (в интернате, детдоме и т.п.), в нормальной семье; по занятию – неработавшие и неучившиеся, учащиеся, работающие; по состоянию в момент совершения преступления – алкогольного или наркотического опьянения.

Проводится группировка по обстоятельствам совершения преступления – в одиночку, в группе без участия взрослых, в группе с участием взрослых. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказания: лишение свободы на срок до десяти лет, исправительные работы, условное осуждение, отсрочка исполнения приговора, передача для перевоспитания и под наблюдением трудовым коллективом. В статистической отчетности представлены данные о распределении осужденных по видам наказания.

Основными показателями в правовой статистике являются абсолютные данные о числе преступлений, числе преступников мерах наказания. Они определяются на базе названных выше группировок. Кроме того, вычисляются некоторые обобщенные показатели, например: средний срок наказания, средний срок рассмотрения дел, средняя сумма ущерба от преступных действий. Анализируется динамика этих показателей на основе системы рядов динамики. Рассчитываются специальные показатели: абсолютные приросты (ценные и базисные), темпы роста и прироста и др.

Важным направлением исследования в правовой статистике служит оценка степени криминогенности ситуации в различных регионах страны. Главным показателем в этом случае выступает коэффициент преступности, который находится как число уголовных преступлений на 10 тыс. человек населения, проживающего на данной территории. Этот показатель рассчитывается как индивидуальный по отдельным видам преступлений. Если нужно дать сводную оценку уровня преступности, то вычисляют «сводный индекс преступности», представляющий собой среднюю взвешенную индивидуальных коэффициентов преступности. При этом вводится балльная оценка степени тяжести преступлений каждого вида.

Вычисляется также коэффициент криминогенной пораженности территорий:

,

Где М - выявлено лиц, совершивших преступления;

- численность населения в возрасте от 14 до 55(60) лет.

Расчет обобщающих показателей позволяет группировать территории по криминогенной пораженности. Так, в России, по данным за 1990 г., были выделены семь уровней криминогенности (таблица № 6).

Таблица № 6

Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности в 1990 г.

группы

Уровень криминогенности

Коэффициент

криминогенной пораженности

Число регионов

Территория

1

Очень низкий

412,3 - 651,5

5

Ульяновская и Московская области, Чечено-Ингушская Республика, Дагестан, г. Москва

2

Низкий

704,2 – 844,0

13

Мурманская, Калужская, Курская, Тульская, Белгородская, Костромская, Самарская, Липецкая, Челябинская области, Башкирия, Чувашия, Северная Осетия, г. Петербург

3

Ниже среднего

865,7 -966,5

17

Пензенская, Оренбургская, Вятская, Орловская, Саратовская, Волгоградская, Магаданская, Ивановская, Нижегородская, Владимировская, Ярославская области, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Коми, Марий Эл, Татарстан, Карелия

4

Средний

974,1 – 1095,9

20

Воронежская, Камчатская, Калининградская, Рязанская, Томская, Архангельская, Тверская, Омская, Новосибирская, Тамбовская, Свердловская, Пермская,

Амурская, Сахалинская, Брянская области, Мордовия, Якутия, Ставропольский, Краснодарский, Красноярский края

5

Выше среднего

1116,4 – 1351,5

12

Смоленская, Тюменская, Кемеровская, Ленинградская, Иркутская, Астраханская, Читинская, Новгородская области, Калмыкия, Приморский Алтайский, Хабаровский края

6

Высокий

1655,5 – 1702,1

2

Псковская область, Бурятия

7

Очень высокий

2330,0

1

Республика Тыва

Итого 70

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Предложения в сфере миграционной политике
Направление миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают интересам республики. Ухудшается семейная, образовательная структура населения, вследствие оттока самой молодой, активной, образованной его части. Отток квал ...

Благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России
В настоящее время возрождающаяся благотворительная деятельность приобретает важное значение в решении многих социальных проблем. «Один из важных показателей успеха – быстрый рост числа благотворительных организаций. В конце 1980-х годов ...

Структура экономической социализации учащихся в обще образовательных школах
Один из серьёзных недостатков преподавания экономики в школе – недостаточная связь предмета с жизнью. Зачастую уроки сводятся к лекциям по теории, тогда как школьный курс по этому предмету должен, прежде всего, научить ребят ориентировать ...