SociologyZone
подробно о социологии

Инновационные методы в преподавании социологии
Страница 2

Материалы и статьи » Формирование личности в процессе преподавания социологии » Инновационные методы в преподавании социологии

Преподаватели социологии вынуждены постоянно решать дилемму: как «уложить» растущий объем изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. Неоценимую помощь преподавателям могут оказать информационные технологии.

Пользователь имеет дело с электронной книгой, которую можно не просто листать, но и просматривать вдоль ее ассоциативных связей в любых направлениях, быстро переходя к расшифровкам терминов или участкам текста раскрывающим смысл понятий. Компьютерные технологии позволяют организовывать общение с пользователем: предложить ему, не прекращая сеанса работы, заполнить анкету, ответить на вопросы, получить дополнительную информацию.

На основе данной технологии построены многие учебные программы на CD-Rom. Они включают несколько самостоятельных блоков, например: краткий конспект лекций с блок-схемами и графиками, учебный материал в полном объеме, тесты с ответами и тесты с оцениванием, примеры, факты, комментарии, деловую игру, словарь, алфавитно-предметный указатель. Данный материал дает возможность пользователю работать в удобном для него режиме - от быстрого ознакомления до глубокого изучения и контроля знаний. Все блоки имеют сообщение друг с другом, а также функцию «вывод на печать». Пользователь может при помощи принтера получить печатную копию интересующих его материалов.

Применение информационных технологий при преподавании социологии сопровождается новой организацией труда. Необходимы определенные изменения в учебных программах по социологии, методах и дидактических приемах обучения. Требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов (экспертных систем, тренажеров, систем тестов, игр, имитационных моделей и т.п.), а также подготовка организационно-методического сопровождения. В целом представление материала лекций в электронном виде, проведение семинарских занятий с помощью информационных технологий требует серьезной подготовительной работы, больших дополнительных затрат как денежных, так и времени. Происходит реструктуризация аудиторного и внеаудиторного времени, существенно увеличивается время на подготовку к занятиям и на осмысление и обсуждение результатов работы на компьютере.

При использовании компьютерных технологий возникает и проблема коммуникационной компетентности, появляется реальная опасность переноса технического обращения с компьютером на отношения с людьми. Только при общении в группе (команде) на семинаре вырабатывается не просто умение говорить, а вести диалог, не просто спорить, а объяснить и доказать, убедить или переубедить, грамотно сформулировать вопрос и также корректно, в случае необходимости, ответ.

При электронном представлении лекционного материала пропадают чисто эмоциональные моменты воздействия: мимика, жесты, интонация. Поэтому невозможно исключить преподавателя из учебного процесса. Необходимо многообразие форм преподавания, гибкое сочетание традиционных форм обучения с новейшими информационными технологиями.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Методы социально – культурной интеграции осужденных
В настоящее время используется комплекс различных методов социально-культурной интеграции осужденных. В системе данных методов можно выделить несколько основных: 1. Педагогических: - Эвристический - проблемно-поисковый метод - является ...

Христианский молодежный союз Германии (CJD)
Организация Christliches Jugendorfwerk Deutschlands e.V (Христиaнский молодежный союз Германии) была основана в апреле 1947 года. CJD является членом Национальной ассоциации молодых христиан Германии, благотворительного общества Германии ...

Понятие социальной мобильности
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности или социального передвижения. Социальной мобильностью н ...