SociologyZone
подробно о социологии

Особенности этнических стереотипов молодежи
Страница 1

Материалы и статьи » Причины возникновения межэтнических конфликтов » Особенности этнических стереотипов молодежи

Важную роль в межнациональных отношениях играют этнические стереотипы. Это разновидность социальных стереотипов, представляющая собой упрощенный и эмоционально окрашенный образ той или иной нации. Существующие стереотипы могут сыграть значительную роль в осуществлении межнационального общения, повлиять на характер межнациональных отношений, их интенсивность. Особую роль играют этнические автостереотипы, поскольку являются не только показателем восприятия собственной нации, но и индикатором социального самочувствия. От того насколько уверенно чувствует себя человек, на сколько доволен он своим положением, во многом, зависит и характер автостереотипа. И в тоже время, если его оценка своей нации отличается доминированием положительных характеристик, он ощущает стабильность своего положение, связь со своей нацией, его отношение к представителям других нации становится лояльней. Соответственно, возможность возникновения межнационального напряжения, перерастающего в конфликт, ниже, чем в противоположном случае.

Длительный кризис в России оказал влияние на формировании ценностей и ценностных ориентаций молодежи, на формировании сознания данной категории. Трудности проявляются не только в становлении гражданского сознания, но и политического и этнического сознания молодого поколения.

Исследователи особенностей молодежного этнического сознания особое внимание уделяют проблеме формирования молодежных этнических стереотипов. Наблюдаемый в последнее время глобальный процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур, цивилизаций, ведущий к их унификации, свидетельствует о важности исследования не только гетеростереотипов, но и этнических автостереотипов, знание которых способствует сохранению собственных культурных ценностей того или иного этноса, его национальной самобытности. Этнические стереотипы служат измеряемой формой проявления национального характера и выполняют важную функцию, влияя на симпатии / антипатии человека и определяя тем самым его поведение в различных коммуникативных ситуациях. Усваиваемые в процессе социализации автостереотипы способствуют формированию понятий хорошо / плохо и задают ориентиры в межличностном взаимодействии. Важность изучения автостереотипов связана еще и с тем, что культурные ценности в отличие от гетеростереотипов анализируются внутри этнической общности, то есть теми, кто знает и понимает эту культуру.

В связи с этим в апреле 2007 года в городе Твери было проведено прикладное исследование, целью которого явилось изучение этнических автостереотипов тверской молодежи как одной из разновидностей этнических стереотипов. Было опрошено 300 человек, из них учащихся 11-х классов МОУ СШ г. Твери – 100 человек, студентов 1 курса ВУЗов г. Твери – 100 человек, студентов 4 курса ВУЗов г. Твери – 100 человек.

Результаты исследования позволили сделать ряд выводов. Среди школьников, студентов 1 курса и студентов 4 курса одинаково высока доля тех, кто идентифицировал себя с какой-либо нацией.

В основном в исследовании принимали участие представители русской нации. Следует отметить, что среди опрошенных в каждой категории выделилась определенная доля тех, кто отнес себя не к русской нации. Но доля данных респондентов не позволяет проанализировать ответы представителей каждой нации на предмет автостереотипов, поскольку полученные результаты не отражают реальной ситуации среди представителей этой нации.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Религия как причина социальных изменений. Религия и социальные изменения. Концепции К. Маркса, М. Вебера и В. Зомбарта
Религия как социальное явление, ее детерминированность общественными отношениям становится предметом специального исследования в XIX столетии. В XVIII веке мыслители Просвещения понимали религию как средство угнетения, особый социальный и ...

Опросный метод как один из основных методов исследования
Опрос - основной прием получения информации как о субъективном мире людей, их предпочтениях, мотивах, ожиданиях, мнениях, так и социальной обусловленности этого мира. Опрос позволяет без особых трудностей моделировать фактически все нужн ...

Государственная политика поддержки семьи.
Основными задачами Программы есть - усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросам семьи для ее надлежащего развития и выполнения социальных функций - всестороннее укрепление правовых, моральных и материальных принципов семейного ...