SociologyZone
подробно о социологии

Пути оптимизации социально-психологической реадаптации инвалидов боевых действий. Социально-психологическая реадаптация инвалидов боевых действий в условиях специализированных реабилитационных центр
Страница 1

Материалы и статьи » Социальная реабилитация военнослужащих-инвалидов » Пути оптимизации социально-психологической реадаптации инвалидов боевых действий. Социально-психологическая реадаптация инвалидов боевых действий в условиях специализированных реабилитационных центр

Изучение показало, что социально-психологическая реадаптация инвалидов боевых действий не может эффективно осуществляться в амбулаторном режиме, без их отрыва, хотя бы на некоторое время, от сформировавшееся после травмы социальной среды. Последняя выступает мощным регулятором самочувствия и поведения инвалидов и быстро нивелирует позитивные результаты амбулаторных приемов психолога, вследствие мощного контраста между структурированным, вспомоществующим взаимодействием с психологом и непредсказуемым, зачастую агрессивным, взаимодействием с людьми «с улицы». Эта же среда не редко провоцирует инвалида, «плюнуть на всех, кто сам не воевал и не пострадал», либо «обмыть» очередной сеанс психологического консультирования.

Опрос руководителей региональных подразделений Всероссийского общества инвалидов войны в Афганистане свидетельствует о том, что важнейшим путем оптимизации социально-психологической реадаптации инвалидов боевых действий является организация этого процесса в специализированных реабилитационных центрах.

В целях выявления путей СПР инвалидов войны были сформированы три экспериментальные группы (ЭГ1, ЭГ2, ЭГ3) (n=76) и одна контрольная группа (КГ) (n=76), разработана авторская методика социально-психологической реадаптации инвалидов боевых действий, которая была использована при формировании замысла и проведении реабилитационной акции «Память и милосердие» (далее «Акция»). Она основывалась на выявленных факторах социально-психологической реадаптации инвалидов боевых действий, на их психосоматических и социально-психологических особенностях.

Группы по уровню перенесенного боевого стресса характеризовались следующим образом (см. табл. 7).

Влияние перенесенных стрессов на настоящую жизнь в целом выше среднего, более половины обследованных оценивают их влияние как «сильное» (23,53%) и «очень сильное» (36, 27%).

Таблица 7

Интенсивность боевого опыта в группах

Количество

опрошен-ных

Субъективная оценка инвалидами влияния боевого стресса на послевоенную жизнь

Стан-дарт-ное откло-нение

Среднее

Минималь-ное значе-ние

Макси-мальное значение

1 экспериментальная группа

25

13,42

2

19

4,34

2 экспериментальная группа

25

13,18

3

24

5,81

3 экспериментальная группа

26

13,72

3

22

6,07

Контрольная группа

76

17,35

9

24

4,49

Формирующий эксперимент строился экспериментальному плану с двумя контрольными и экспериментальной группами (план № 4 по Д.Кемпбеллу).

Была выдвинута экспериментальная гипотеза:

Если специальным образом организовать психологическую помощь инвалидам боевых действий в условиях лечебного заведения, направленную на специфические факторы социально-психологической реадаптации и включающую в себя комплекс тренинговых, психотерапевтических, консультационных воздействий, то произойдут изменения в когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферах отношений инвалида боевых действий, улучшаться показатели социально-психологической реадаптации: социально-психологической адаптированности, самоинтереса, аутосимпатии, социальной уверенности, самоуважения, коммуникабельности, ожидаемого отношения к себе, работоспособность, творческая продуктивность, несколько стабилизируется психологический возраст, произойдет коррекция структуры инструментальных и терминальных ценностей, которая приблизится к социальным нормативам.

Предварительный и после экспериментальный замеры осуществлялись как с помощью традиционно применяемых методик тестов (личностнй опросник СМИЛ Л.Н.Собчик, опросник самоотношения В.В.столина, методика Рокича, Люшера, графической методики и др.), так и игровых методов само- и групповой оценки перечисленных качеств (упражнения «Кто Я?:», «Визитка», «Гармошка», «Качества», «Кто загадал?», и другие тренинговые диагностические процедуры).

Так как большая часть участников группы пережила острую реакцию на стресс более чем два года назад, при этом не имела психотерапевтической поддержки, то к моменту проведения тренинга каждый из участников уже имел свой собственный способ адаптации к травме. Во многом эти способы были успешны, так как дали возможность выжить и оставаться социально активными. Вместе с тем все участники жаловались на то, что их способы не продуктивны, требуют больших затрат психических и физических сил, создают зависимость, например, от работы, психоактивных веществ (сигарет, кофе, транквилизаторов), созависимость от детей и внуков.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Формирование личности в процессе социологии. Социализация
Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе ко ...

Социально-этнические общности
Этнические общности (этнос) являются важнейшими социальными структурами общества. К ним относятся племена, народности, нации. Исторически этнические общности складывались на основе кровнородственных отношений. Наименьшая кровнородственная ...

Понятие и принципы социального обслуживания
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение ...