Пути оптимизации социально-психологической реадаптации инвалидов боевых
действий. Социально-психологическая реадаптация инвалидов
боевых действий в условиях специализированных реабилитационных центрСтраница 2
Стратегия социально-психологической помощи работы автором была построена на использовании современных представлений о посттравматических стрессовых расстройствах, где травматические расстройства трактуются как нормальная реакция человека на сверхинтенсивные внешние воздействия. Травматические расстройства – не болезнь, которая нуждается в лечении и не глубинные аномальные изменения в психике, нуждающиеся в коррекции. Поэтому методом воздействия был выбран реадаптационный тренинг, интегрирующий социально-психологический тренинг, рациональную групповую психотерапию и аутотренинг.
Основной задачей рациональной психотерапии при работе с посттравматическими расстройствами явились восстановление в сознании травмированной личности гармоничности внешней реальности, целостности когнитивной модели, ценности собственной жизни, актуализация моральных и нравственных ценностей ближайшего и отдаленного окружения пострадавшего. Именно эти оценки подвергаются наибольшему искажению у жертв посттравматического стресса.
Социально-психологический тренинг основной своей задачей ставил создание благоприятных микросоциальных и социальных условий для преодоления посттравматического стресса. В ходе тренинга у инвалидов формировались новые навыки поведения, улучшающие отношения внутри семьи, рабочего коллектива, одновременно происходило активизация когнитивных структур личности. Важной задачей групповой работы являлось создание группы поддержки из самих участников. Групповая сплоченность участников тренинга позволила им после окончания реабилитационных мероприятий общаться и поддерживать друг друга на расстоянии, тем самым закрепляя эффект психотерапевтической работы.
Разработанная при участии автора методика групповой работы включала ряд мероприятий. В частности, было проведено семь четырех часовых групповых занятий. Основные психотерапевтические задачи, которые ставились трененрами приведены ниже[6]:
1 занятие: Создание целостной картины того, что произошло.
2 занятие: Работа с чувствами, переживаемыми в момент происшествия.
3 занятие: Осознание изменений, которые произошли (в жизни, здоровье, мыслях, эмоциях) после травмы.
4 занятие. Посвящена информация. Сообщение психолога о тех реакциях, которые могут появиться; что происходит в кризисных ситуациях, как проживается горе. Какие психосоматические реакции возможны на стресс.
5 занятие. Посвящена психологическому расставанию, прощание с травматическим прошлым.
6 занятие. Посвящена работе с созданием ресурсов для здорового проживания и освобождения от последствий посттравматического стресса, оптимизации системы отношений инвалидов.
7 занятие. Посвящена созданию перспектив и построению будущего.
Участники группы успешно справились с поставленными задачами.
Материалы обследования экспериментальной группы отразили характер проблем, личностных травм и некоторые особенности поведения ее членов.
СПТ дал возможность членам группы быстрее познакомиться друг с другом и освоиться в непривычной обстановке, лучше узнать себя и других, а также выявить отношение к себе других участников группового процесса. Такое знакомство позволяет участникам активно и доверительно общаться внутри группы. Кроме этого, жестко структурированное время тренинга и заданное (с помощью системы специальных упражнений) поведение позволяют снять с участников тревогу, беспокойство, (иногда - робость) и дают возможность в короткое время выполнить большой объем психологической работы.
Упражнения тренинга были нацелены на решение ряда развивающих личность задач. Одна из них заключалась в возможности почувствовать и оценить себя в роли лидера и ведомого. Другая задача состояла в освоении планирования групповых действий с последующим воплощением их в конкретный практический результат.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
[1] Кутьинов. Диссертация кандидата психологических наук с. 9.
[2] Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Ст.9.
[3] См. там же
[4] Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Ст.7.
[5] Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Ст.11.
[6] Тренинг вели тренеры А.Г.Караяни и ВЕСТА
Другое по теме:
Государственная политика поддержки семьи.
Основными задачами Программы есть - усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросам семьи для ее надлежащего развития и выполнения социальных функций - всестороннее укрепление правовых, моральных и материальных принципов семейного ...
Факторы, характеристики и основные направления социальной мобильности в
России
Понятие, основные типы и виды социальной мобильности населения, мы рассмотрели выше. В данной главе будут освещены вопросы социальной мобильности в современной России.
Сложившаяся к началу 90-х гг. структура российского общества стала ре ...
Содержание и направленность инновационного поведения в труде
Инновационное поведение связано с внедрением нестандартных решений, изменяющих в той или иной степени систему социальных отношений на различных уровнях организации, характеризуется качеством, масштабом и глубиной изменений, которые затраг ...