SociologyZone
подробно о социологии

Молодежь в Германии
Страница 1

Как отмечается в некоторых научных исследованиях, последняя четверть ХХ века стала для стран Европы временем серьезных перемен, охвативших основные сферы общественной жизни. Поиск оптимальных путей дальнейшего развития обусловил необходимость тщательного изучения проблем, связанных с обеспечением стабильности политических систем при сохранении высокой динамики их саморазвития и приспособляемости. Особое место среди факторов, влияющих на устойчивость политических систем, занимает степень вовлеченности граждан в их функционирование, особенно молодежи. Особенность статуса молодежи во многом определяется присущей ей инновационностью. Молодые поколения представляют не просто резерв для воспроизводства любого общества, но играют активную роль в его многовариантном развитии.

Возрастная группа от 15 до 30 лет в начале ХХI века составила на земном шаре более полутора миллиардов человек. Уже сегодня очевидны те тенденции и явления, которые чреваты самыми серьезными последствиями для грядущих поколений, а, следовательно, и для общества. Во многих странах молодежь остается наименее защищенной социально-демографической группой. Молодые люди сталкиваются с серьезными нарушениями своих социально-экономических и политических прав. Для исправления этой ситуации в большинстве развитых зарубежных стран уже не одно десятилетие создаются молодежные организации, борющиеся за свои права и свободы.

Для плюралистических демократий, таких как Федеративная Республика Германия, характерна конкуренция различных интересов. Каждая сфера общества и отрасль экономики пытаются при этом оказать влияние на политику в соответствии со своими представлениями и целями. Поэтому правительство, парламент и органы государственного управления часто находятся под воздействием объединений, союзов и других групп, созданных на основе общности интересов их членов, и нуждаются в кооперации с ними. Немцы живут в организованном обществе, не всегда при этом осознавая, что они постоянно окружены самыми разными союзами и объединениями. Но картина меняется, если задуматься, существует ли какая-нибудь область социальной или частной жизни, которая не была бы охвачена деятельностью какого-либо союза. Найти такую сферу сложно. Сегодня 25% молодых людей в Германии состоят в молодежных организациях и союзах. Несмотря на то, что молодежь далека от «большой политики», около 35% участвует в общественной жизни регулярно и 41% - от случая к случаю (прежде всего, это касается ближайшей сферы деятельности). Юноши и молодые люди посещают общества и клубы чаще (59%), чем девушки и молодые женщины (45%). Зато девушки принимают более активное участие в гражданских инициативах и объединениях. Тот из числа молодых людей, кто вообще причисляет себя к партиям или лагерям, сегодня ориентируется скорее на правых, причем исследователи не видят «оснований для роста организованного правого радикализма в Германии». Молодежь сейчас больше чем когда-либо в Германии поддерживает демократию как форму общества и жизни, но перестает доверять традиционным политическим организациям, делая ставку – в той мере, в какой они действуют коллективно – на неформальные группировки и выборочное участие. Надо сказать, что политика в сфере жизненных интересов молодежи занимает ныне более значительное место, чем четыре года назад. В прошлом году о своем увлечении политикой сообщили 39% опрошенных, в 2002 г. - только 34%. И всё же политика - это заброшенный приоритет, который очень медленно и не бесповоротно отвоевывает утраченное место в умах и душах молодых. Так, в ходе молодежного исследования 1991 г. 57% опрошенных признавались в своих увлечениях политикой - почти в полтора раза больше, чем сейчас. Поэтому молодежь проводит активную общественную деятельность. Она интересуется вопросами окружающей среды, спортом, вопросами государственного устройства и ситуацией в мире.[1]

Несмотря на то, что к подрастающему поколению предъявляются более высокие требования и перед ним больше рисков, чем 20 лет тому назад, оно позитивно оценивает свое будущее. Согласно новейшим исследованиям (14-е исследовании компании „Шелл" по молодежи за 2002г.) „Молодежь 2002: между прагматическим идеализмом и здоровым материализмом", идеологически подкрепленные настроения протеста, присущие прежним поколениям, позади. Их основные жизненные ценности в целом приблизились к ценностям взрослых. На новые общественные условия в начале XXI века большинство молодых людей реагирует в виде позитивного мышления и повышенной готовности к работе. Они развивают собственные перспективы и внимательно изучают социальное окружение на предмет шансов и рисков, намереваясь при этом воспользоваться шансами и свести к минимуму риски. При этом какие-то возвышенные общественные цели не находятся в центре их интересов. Их цель скорее - добиться успеха в обществе, ориентированном на успех.

Эффективность, безопасность и влияние стали иметь для молодежи большее значение. Об этом говорит и сравнение со второй половиной 80-х годов. Если тогда 62%. молодых людей считали важным „прилежание и честолюбие", то сегодня уже 76% считают также. В эту картину вписывается и то, что около половины молодых людей стремятся получить аттестат зрелости или иное специальное среднее образование, дающее право поступить в вуз. .[2]

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Социологическое исследование
Социологическое исследование направлено на поиски объяснения человеческого поведения под влиянием социальных факторов и, следовательно, ориентировано на поиск некоторой закономерности, обладающей большей или меньшей степенью общности, но ...

Научная разработанность
Разработанность темы в России и мире достаточно высока. С введением во многие вузы такой специальности как "маркетинг в сфере информационных технологий" или смежных с ней дисциплин, возросло количество книг и учебных пособий по ...

Сплоченность трудового коллектива
Сам трудовой коллектив является важнейшим мотиватором трудовой деятельности, фактором поддержки индивидуальных усилий работников, стимулирующей и творческой средой, в которой раскрываются индивидуальные способности работников. Эффективнос ...