SociologyZone
подробно о социологии

Понятие усыновления. История усыновления детей в России
Страница 1

Социальное сиротство – это социальное явление, при котором родители по разным причинам не воспитывают своих детей. История детского призрения на Руси началась и развивалась вместе с внедрением христианства и возлагалась на князей и церковь.

После крещения на Руси (988 год) то, что раньше регулировалось обычным правом, постепенно начинает брать на себя церковь. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Когда Русь еще не была единым государством Российским, призрение детей-сирот было частным делом князей, или же возлагалось на церковь. В любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция.

В древние времена существовали и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка – это усыновление или передача под опеку. В те времена это называлось "сыновство", прием "стороннего" в состав семьи. Причем такие формы совершались еще в те времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили "и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи". Со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.

Опека над несовершеннолетними имеет свою глубокую историю. Первый случай опеки над ребенком упоминается в летописи в 879 году. После смерти родителей опекунами становились ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. По существу опекунские отношения были только личными. Опекун заботился только о воспитании и кормлении сироты, о его защите. Имущество же принадлежало всему роду. Возможно именно потому, что опекуну принадлежали только права без имущественных обязанностей, он был безответственен.

С возникновением Московского государства положение детей в основном оставалось прежним. Осиротевшие дети либо отдавались в монастырь, либо же их брали в зажиточный дом, где их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали.

Крестьянских детей, оставшихся без родителей, отдавали на воспитание родственников или посторонних людей вместе с их имуществом. Если у ребенка не было никакого имущества, то он жил мирским подаянием.

В дальнейшем, помощь бедным стала считаться не только частным делом, но и делом правительственной власти.

Ближе к концу XVII века ставился вопрос о создании специальных домов для осиротевших детей. Тогда же зародилась идея государственного призрения.

В эти времена, в связи с недостатком рабочих рук, к ребенку-сироте относились как к будущему работнику. Именно поэтому такие дети отдавались государством как частным лицам, так и церковным учреждениям, причем труд беспризорников был бесплатным. Это отражает наиболее примитивную форму общественной и государственной заботы.

Помимо этого продолжали существовать и две основные формы устройства осиротевших детей в семью – усыновление и опека. Опека начинает подвергаться более детальному правовому регулированию. Более четким становится круг возможных опекунов, куда могут входить: отчим, ближайшие родственники ребенка. Кроме того, опекун превращается в представителя интересов опекаемого.

С началом XVIII века на исторической сцене появляется личность, происходит ограничение церковной власти над брачно-семейными отношениями.

Петр I уделял достаточное внимание реформам в сфере опеки детей. Он повелевал призревать сирот "без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств .". Что же касается непосредственно опеки как формы устройства ребенка в семью, то на этот счет появилось следующее указание: магистраты (а не церковь) обязаны смотреть, "чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же".

Таким образом, во времена Петра опека становится особой функцией государства.

При Екатерине II российское законодательство по-прежнему не давало перечня ограничений родительской власти на случай злоупотребления ею.

В годы ее царствования имело место одно существенное нововведение, имеющее отношение к положению детей. Если раньше, незаконнорожденные подкидыши закрепощались путем их закрепления за воспитателями, чьими крепостными они становились, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей.

Продолжала развиваться опека, очень большой отпечаток на воспитание накладывала сословность. Требования к воспитанию малолетнего дворянина отличались от требований к воспитанию мещан и купцов. Однако при всех более или менее значительных различиях в регламентации отношений по опеке всякий раз устанавливались правила, относящиеся к имущим группам населения. Не случайно, поэтому, речь идет об опеке над имением (имуществом) и личностью ребенка.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Территориальная и межфирменная мобильность
Территориальная мобильность – это миграция, под которой понимается именно пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы. Территор ...

Общие принципы социальной мобильности. Пять теорем Сорокина
Первая теорема: вряд ли существовало общество, слои которого были бы абсолютно раскрыты или в которых вертикальная мобильность отсутствовала в трёх своих ипостасях - экономической, профессиональной, политической. В качестве примера общес ...

Уровень жизни: сущность и факторы
Уровень жизни как комплексная социально-экономическая категория отражает степень развития и уровень удовлетворения разнообразных материальных, духовных и социальных потребностей человека, живущего в обществе. Он складывается из многих ком ...