Понятие усыновления. История
усыновления детей в РоссииСтраница 2
Следовательно, состоявшиеся при Екатерине Великой перемены в правовом регулировании отношений, связанных с опекой, поставили эту деятельность в законные рамки.
Особо следует выделить Указ "Учреждения для управления губерний". В нем предлагалось устраивать детей в семьи: "Приказ отдает неимущих сирот за умеренную плату надежным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу", кроме того, указывалось, что ребенок передается воспитателям "дабы научился науке или промыслу или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином".
Деревенским семьям устанавливались выплаты за воспитание ребенка – 2 рубля в месяц.
Что касается усыновления крестьянских детей, оставшихся без родителей, то в крестьянском быту оно имело место только тогда, когда в семействе не было прямых наследников, обычно же крестьянские дети поступали на воспитание родственников или посторонних людей.
Первая половина XIX века не принесла существенных изменений в правовое регулирование семейных отношений, касающихся родителей и детей.
Усыновление же подверглось более тщательной и подробной правовой регламентации. 11 октября 1803 года вышел Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников путем передачи им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались как бы родными и имели все родственные права.
В то же время начинает вводиться патронат или патронаж, то есть помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в домашнем уходе, в частные семьи. Семье, принявшей к себе на патронат ребенка, выплачивалось разное по размерам пособие: 5 рублей на маленького ребенка, потому что он ничем не помогал по хозяйству, и гораздо меньше – на старших, так как они уже могли помогать по хозяйству и соответственно зарабатывать деньги. К 14 годам выплаты прекращались. В таком случае детей брали бедные сельские семьи, для которых патронат был обычным промыслом.
Передача ребенка в патронатную семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими детей на воспитание. Условия эти были разнообразны как по своему существу, так и по продолжительности действия. Но в любом случае семья всегда могла вернуть ребенка в приют.
Таким образом, в начале XIX века, как и прежде, предметом государственной заботы оставалось устройство осиротевших бездомных детей в различного рода учреждения и заведения.
Дальнейшее экономическое развитие России не могло не сказаться на проблемах, связанных с устройством сирот и в XX веке. Государство стало перекладывать устройство сирот на организации, в ведении которых находились отдельные группы населения.
Первая мировая война принесла детскому населению России физические и нравственные страдания, разрушение семей, гибель родителей, голод и нищету в огромных масштабах. Положение ребенка усугубила и Октябрьская революция 1917 года. Миллионы обездоленных сирот, согнанные с постоянного места жительства, массы беженцев с малолетними детьми, расстройство правильного обучения детей в школах, их подорванное длительными лишениями здоровье – такова неприглядная картина первых лет существования государства новой формации.
После революции 1917 года, когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной, можно даже сказать единственной, формой устройства стали государственные детские дома. В 1918 году все дети были объявлены государственными, и до 1989 года расширялась сеть детских домов. Все дети новой России признавались детьми государства и находились под его защитой
В годы Великой Отечественной войны был возрожден институт опеки и патроната, который был отменен в первые годы советской власти. В 1936 году было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся". В 1942 году в патронатных семьях находилось 37 490 детей. По официальным данным в конце войны в России из 678 тыс. сирот 278 тыс. (41 %) находились в семьях, которые заменили родительскую. В 1943 году был принят специальный Приказ Наркомпроса о передаче сирот рабочим и колхозникам на патронат по договору, с выплатой зарплат и пособий детям. Однако, к сожалению, патронатное воспитание впоследствии не вошло в законодательство о браке и семье.
С 1960 года стали активно внедряться школы-интернаты для детей-сирот. Многие школьные детские дома были преобразованы в школы-интернаты.
В течение последнего двадцатилетия практика передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 80-х – начале 90-х гг. около 400 российских семей по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тысяч детей-сирот и детей, утративших родительское попечение. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса, который определяет приемную семью как одну из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Другое по теме:
Образование приемной семьи
В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так в начале 19 века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более 20 тыс. детей, лишившихся родительског ...
Отчёт 2007
Отчёт, опубликованный Рейтер, 26 ноября 2007 года показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт, за исключением некоторых стран Африки. Как и ранее, главные причины, тормозящие рост ИРЧП — плохое образование, высокая смертность, низкий ...
Демографический прогноз Курской области
Рассчитаем перспективную численность населения Курской области, используя модель экспоненциального роста численности населения. Сначала рассчитаем по формуле численность населения через 5, 10, 15 и 20 лет.
Так, численность населения чере ...