Влияние гендерных установок на удовлетворенность
трудом и уровень конфликтности коллективаСтраница 4
Сотрудницы-женщины, примерно в равной мере, придерживаются эгалитарных (42,3%) и традиционных положительных (57,7%) гендерных установок, и отсутствие зафиксированных традиционных отрицательных (0%) гендерных установок. Большинство сотрудников в своих гендерных установках представляют женщин как играющих менее значимую по сравнению с мужчинами профессиональную роль в коммерческой организации и выполняющих функцию, связанную с предназначением женщин в обществе в целом, что предполагает заботу и оказание помощи мужчинам, прежде всего, в эмоциональной и обслуживающей сфере.
В соответствии с данными исследования, прямой связи между преобладающим типом гендерной установки и психологическим климатом не установлено. Однако, соотнесение имеющихся данных с процентным представительством женщин в коллективе и со значениями удовлетворенности трудом позволило среди исследуемых коллективов найти зависимость между соответствующими параметрами.
Данные, полученные в результате анализа ответов респондентов на вопрос анкеты: «Оцените свою удовлетворенность работой в Вашем подразделении по 5ти бальной шкале», демонстрируют зависимость между качеством социально-психологического климата, гендерным составом групп и уровнем удовлетворенности трудом.
Таблица 2.4.4.
Тип коллектива организации |
Уровень удовлетворенности трудом, хср |
«преимущественно женский» |
3,1 |
«гендерно равновесный» |
4,5 |
«преимущественно мужской» |
3,8 |
В «преимущественно женском» коллективе (доля служащих-женщин более 80%), где психологический климат менее благоприятный – удовлетворенность трудом ниже, чем в других подразделениях, но существуют различия и гендерному составу. Удовлетворенность трудом у служащих-мужчин (1балл) несколько ниже удовлетворенности трудом служащих-женщин (3,2 балла).
В «гендерно-равновесном» коллективе (доля служащих-женщин около 55%) где психологический климат более благоприятный, чем в остальных коллективах, - удовлетворенность трудом как у служащих-мужчин (4,35балла), так и у служащих-женщин высокая (4,6балла).
В «преимущественно мужском» коллективе (доля служащих-женщин - менее 15%), где психологический климат менее благоприятный чем в «гендерно равновесном», но более благоприятный чем в «преимущественно женском», - удовлетворенность трудом выше у мужчин (4,2балла) и сравнительно невысокая у служащих-женщин (3,5балла).
Диаграмма 2.4.2
Выделение указанных групп позволяет утверждать, что удовлетворенность трудом одинаково высокая и у сотрудников-мужчин и у женщин в трудовых коллективах с благоприятным психологическим климатом. Тогда как в коллективах с менее благоприятным психологическим климатом удовлетворенность трудом выше у работников, пол которых численно преобладает в данном коллективе, то есть у гендерного большинства коллектива. В коллективах, где процент женщин менее 15% или более 80%, психологический климат недостаточно благоприятный, что может послужить предпосылкой возникновения конфликтов. Следует отметить снижение удовлетворенности трудом служащих мужчин феминизированных коллективов по сравнению с менее феминизированными коллективами.
Другое по теме:
Социальная стратификация и мобильность в современной России. Предпосылки
современной стратификации российского общества
Особенности современной стратификации российского общества невозможно понять, не зная предпосылок её формирования.
В период существования Советской России основу теории социальной структуры составляла схема В.И.Ленина, согласно которой в ...
Социокультурные преспективы
Культура российской цивилизации представляет собой сложное, многоуровневое, противоречивое образование, формирующее обустройство большого общества на огромном геокультурном пространстве Евразии. Поэтому всякое полноценное, подлинно на ...
Развитие и распространение культуры
Происхождение культуры. Многие так называемые субчеловеческие виды животных имеют свою систему социальной жизни. В определенное время года некоторые виды птиц сбиваются в стаи с весьма упорядоченными внутренними нормами существования. У т ...