SociologyZone
подробно о социологии

Методы социально – культурной интеграции осужденных

Материалы и статьи » Влияние культурно-досуговой деятельности на заключенных » Методы социально – культурной интеграции осужденных

В настоящее время используется комплекс различных методов социально-культурной интеграции осужденных.

В системе данных методов можно выделить несколько основных:

1. Педагогических:

- Эвристический - проблемно-поисковый метод - является основным методом развития творчества. Данный метод выдвигает мотивирующее отношение к процессу воспитания и обучения, которое рассматривается в качестве совместной заинтересованной деятельности воспитателя и воспитанников в процессе познания; а также способствует осознанию творческой задачи. Также благодаря этому методу осужденных получают возможность прочувствовать творческую среду, что создает прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности.

- Объяснительно-иллюстративный метод, включающий в себя беседы, лекции, рассказы, которые ведут к усвоению уже готовых знаний.

- Наглядный метод или как его еще называют наглядно-слуховой и наглядно-зрительный, используется для усиления впечатления участников от произведений различных видов искусства;

- Репродуктивный метод – включает организованное повторение на основе каких либо упражнений, например, физических;

- Эмпирический метод – метод подражания, помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д. Может применяться в музыкальных и физических занятиях.

В теории и практике воспитательного процесса употребляется и такое понятие как прием.

Прием выступает в качестве элементарного звена воспитательного процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это и есть основные пункты приемов. Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные воспитательные задачи.

Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации воспитательного воздействия.

2. Метод воздействия на личность, к нему относится:

- Убеждение, являющееся разносторонним воздействием на разум, чувства и волю осужденного с целью формирования у него желаемых качеств.

В зависимости от направленности воспитательного воздействия убеждение может выступать в качестве доказательства, внушения, или их комбинации.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения ряда требований, наиболее важные из них:

- Высокий авторитет воспитателя.

- Опора на жизненный опыт воспитанников.

3. Методы стимулирования

Стимулировать – это значит побуждать, давать импульс или толчок мысли, чувству или действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть и методы, главным назначением которых является оказание дополнительного стимулирующего влияния и как бы усиливая действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными.

- Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственное всем людям.

Главная задача - это не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

- Поощрение. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются.

- Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью.

Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Все перечисленные методы безусловно тесно взаимосвязаны между собой.


Другое по теме:

Способы разрешения ролевых конфликтов.
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или в обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения соответствующей социальн ...

Религия как причина социальных изменений. Религия и социальные изменения. Концепции К. Маркса, М. Вебера и В. Зомбарта
Религия как социальное явление, ее детерминированность общественными отношениям становится предметом специального исследования в XIX столетии. В XVIII веке мыслители Просвещения понимали религию как средство угнетения, особый социальный и ...

Концепции глобализации и новый мировой порядок
Глобализация - всемирное распространение культурных, социальных, экономических, финансовых, политических, технологических, информационных механизмов западной цивилизации. Концепция глобализации - теория, согласно которой эволюция финансов ...