SociologyZone
подробно о социологии

Что такое социология и что она изучает
Страница 2

Но дело обстоит иначе. Ежедневное наблюдение показывает нам, что люди, имеющие более или менее одинаковое строение, ведут себя самым различным образом. Бедняк по своему строению не больше отличается от богача, чем от бедняка. Между тем, жизнь и деятельность богача и бедняка совершенно различны. Один и тот же человек, не меняющий своего строения, иногда в течение одного, двух месяцев или годов резко меняет свое поведение. Сегодня он – царь, окружен почетом, все перед ним преклоняются; все ему подвластно. Завтра – он ничто, пленник, который не может выйти из своего дома, которого никто не слушает, которым командует первый приставленный к нему солдат или стражник. Такова, например, была судьба Николая Романова. И обратно. Сколько мы видим людей, которые в короткое время из бедняков делались богачами, из незаметных лиц – героями, из подчиненных – начальством. Вместе с изменением их положения изменялась и вся их жизнь, все их поведение. Их анатомо-физиологическое строение оставалось тем же самым, а поведение и жизнь коренным образом менялись. Такие факты наблюдает и знает каждый. Значит строение человека не объясняет еще его поведения. В чем же дело?

Зависимость поведения человека от других людей. Дело в том, что жизнь и судьба человека зависит не только от него самого, но и от других людей. В поговорке: «каждый человек кузнец своего счастья» – только половина истины, а не вся. Если бы люди жили уединенно, одиночками, если бы они не встречались друг с другом, если бы они похожи были на Робинзона, попавшего на необитаемый остров, тогда, быть может, дело и обстояло бы так. Но мы знаем, что люди жили и живут не уединенно, а в среде других людей. Дома их построены рядом. Скопления таких домов образуют деревни, села, города. В последних на небольшом клочке земли бок о бок живут целые тысячи, сотни тысяч и миллионы людей. Иными словами, люди живут не уединенно, а в обществе себе подобных, ведут они не одиночную, а общественную жизнь. Постоянно встречаются друг с другом, разговаривают, совместно работают. Совместно веселятся или горюют, борются или помогают друг другу и т.д.

При такой общественной жизни поведение и деятельность человека зависят не только от него самого, но и от других людей.

Мы влияем на жизнь и судьбу других людей, и другие люди влияют на нас самих. Не все зависит от нашей воли и желаний, но многое зависит и от воли других. Часто мы ставим себе определенную цель и думаем ее достигнуть, но вмешиваются люди, встают «поперек нашей дороги», препятствуют нам, и наша цель оказывается неосуществленной. Иногда бывает и наоборот: то, что не под силу нам одним, оказывается возможным и осуществимым благодаря помощи других людей. Один крестьянин не может купить много товару и не может бороться с купцом, но много крестьян, соединившись в одно кооперативное общество, эту задачу решают успешно. Один человек не может построить громадный дворец, но много людей совместными силами строят громаднейшие дворцы, огромные города, прорывают туннели, засыпают реки и т.д.

Но влияние людей друг на друга такими фактами не исчерпывается. Оно гораздо больше и глубже. Поясним, в чем дело. Каждый человек, с момента своего рождения, оказывается в среде других людей. С этого же момента начинается их влияние на каждого из родившихся. Вольно или невольно, сознательно или бессознательно, они начинают формировать вновь появившегося человека по своему образу и подобию. Каковы будут окружающие ребенка люди, таковым становится и он сам. Язык, на котором будет говорить этот ребенок, будет языком тех, кто его окружает. Родившийся в среде русскоговорящих людей, будет говорить по-русски, в среде немецко-говорящих – по-немецки. Религия, которую он будет исповедовать, будет религией тех, кто его окружает. Дети православных становятся обычно православными, католиков – католиками, евреев евреями. Взгляды и убеждения ребенка определяются опять-таки взглядами и убеждениями окружающих людей. Он будет считать злом то, что считают злом его окружающие, добром-то, что называют добром последние. Его одежда, его манеры, образ жизни, занятия, нравы, привычки будут такими, какими привьют их ему окружающие. Манеры «барчука» – одни, крестьянского ребенка – другие. Занятия первого одни, второго – другие.

От окружающих же людей будет зависеть и дальнейшее образование характера и склонностей молодого мальчика. Его семья определяет, чем он будет: поступить ли в школу или нет. Если поступить, то в какую. Школа, учитель и сотоварищи ребенка продолжают дальнейшую его переделку. От первых в значительной мере будет зависеть: что будет знать ребенок, какие черты в нем будут воспитываться, к чему он будет готовиться. Дети англичан получают в школе одно образование и воспитание, дети турок – другое. Дети русских – третье, дети дикарей не учатся совсем и выходят невеждами.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Теоретические аспекты демографического прогнозирования. Понятие и классификация демографических прогнозов
История развития демографического прогнозирования во многом определялась требованиями практики, потребностями правительств, различных государственных органов в данных о населении, пониманием роли демографического фактора в развитии общест ...

Социологический анализ проблемы формирования толерантности
На основе трудов Асмолова А.Г, Дробижевой Л.М., Керимова К.С. и других, был сделан вывод, что дихотомия «толерантность – интолерантность» существует во всех обществах и во всех культурах, но с разной степенью выраженности по отношению к р ...

Немецкая спортивная молодёжь
Спорт продолжает играть огромную роль для немецкой молодёжи. Число членов Немецкой спортивной молодёжи (DSJ) составляет примерно 9 млн. человек, т.е. более трети молодёжи в возрасте до 27 лет организовано в одном из спортивных объединений ...