SociologyZone
подробно о социологии

Теоретический анализ социально-педагогической проблемы социализации ребенка в детском доме. Психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома
Страница 5

Материалы и статьи » Проблемы социализации ребенка в детском саду » Теоретический анализ социально-педагогической проблемы социализации ребенка в детском доме. Психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома

Если воспитанники младшего возраста совершают те или иные аморальные поступки чаще всего по недомыслию, импульсивному желанию получить желаемое, слабо понимая чувства и желания окружающих, или из-за импульсивного желания отомстить обидчику, то проблемы нравственного развития воспитанников старшего возраста имеют более серьезный характер. Большинство воспитанников-подростков имеют низкую моральную устойчивость, которая выражается в достаточно осознанном терпимом отношении к лицам, совершающим аморальные поступки и деяния, в нечестности, снижении социальной ответственности и отсутствии угрызений совести как внутреннего индикатора отклонения от нравственных норм.

Нравственное развитие воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и является следствием нарушений общего интеллектуального и эмоционально-волевого развития личности[6].

Таким образом, существуют значительные проблемы развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия[7].

В качестве основных причин проблем личностного развития воспитанников интернатных учреждений выступают следующие:

Врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.).

Проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными "отказницами", искажение жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребенком, нарушение сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними.

Различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная).

Средовые влияния (педагогическая запущенность).

Насильственный отрыв от семьи и помещение в интернатное учреждение.

Недостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот:

неправильная организация общения взрослых с детьми: несостоятельность и непродуктивность форм общения, доминирующих в детских учреждениях; авторитарный стиль общения на уровне "взрослый-ребенок" и, как следствие, на уровне "ребенок-ребенок";

отсутствие психологического комфорта, а также - отсутствие понимания, что здоровье и развитие ребенка зависит от многих факторов: не только правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта. Именно отсутствие психологического комфорта, психологический дискомфорт приводит к различным психосоматическим заболеваниям, которыми в детских домах и школах-интернатах страдает большинство детей. Психологический дискомфорт возникает в результате неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка - в безопасности, любви, общении, в познании через взрослых окружающего мира;

массовый, коллективный, "тотальный" характер воспитания; высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора и "свободных зон развития" ребенка;

непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей;

недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

"закрытая" среда учреждения, чрезвычайная суженность развивающей среды, порождающая бедность конкретно-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов, с которыми они действуют, начиная с бытовых предметов и заканчивая специальными игрушками;

отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;

недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов, домов ребенка и интернатов;

недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения в домах ребенка, детских домах и интернатах;

низкий уровень (или полное отсутствие) детского самоуправления в учреждениях и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Разработка программы летнего лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же их здоровых братьев и сестер, «Солнечный город»
Совместно с работника отделения разработана программа летнего лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же их здоровых братьев и сестер, «Солнечный город». Данная программа поможет детям с ограниченными возможностями ...

Идеология как общественное явление
Можно не сомневаться в том, что с идеологией ничего подобного не произошло бы, если бы не ее огромная роль в общественной жизни. Современные западные политологи и социологи, опираясь на авторитет М. Хайдеггера, К. Маннгейма, Г. Маркузе, М ...

Мероприятия по совершенствованию деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей. Российский и зарубежный опыт деятельности органов социальной защиты в области поддержки
Как было выяснено в предыдущей главе, многодетные семьи в нашей стране, республике и нашем городе испытывают много трудностей. В ходе проведенного исследования был сделан вывод о том, что главная проблема заключается в отсутствие системно ...