SociologyZone
подробно о социологии

Принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации ребенка в детском доме
Страница 4

Материалы и статьи » Проблемы социализации ребенка в детском саду » Принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации ребенка в детском доме

особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;

использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении конкретных проблем его личностного развития и социального становления.

Специфика социальной ситуации ребёнка-сироты добавляет к данным условиям ряд моментов, связанных с недостатком социального и культурного опыта и возможностей его приобретения в семейном окружении. Таким образом, процесс сопровождения ребёнка в условиях интернатного учреждения имеет ряд особенностей и, по нашему мнению, предполагает организацию учреждением деятельности по прохождению ребёнком следующих этапов.

Первым этапом реализации наиболее общей для большинства воспитанников программы позитивного развития является создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны педагогов и практически всех сотрудников детского дома. Дети должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными так же, как и в хорошей семье. Категорически недопустимы угрозы, окрики, оскорбления, запугивания и прочее негативное отношение к детям, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, скрытую, а то и явную враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.

Этот этап включает в себя реабилитацию ребёнка, направленную на восстановление и укрепление его нового статуса, восполнение сил и веры в своё будущее, адаптацию ребёнка к новым условиям проживания, правилам и нормам детского дома. Здесь также идёт процесс формирования у ребёнка чувства безопасности, когда он начинает понимать, что завтрашней день не принесёт ему новых испытаний, что его новая жизнь обустроена, и в ней можно строить планы на будущее. Данный этап может охватывать время от начала работы по устраиванию ребенка в конкретное учреждение до 5-6 недель пребывания в нем.

На втором этапе необходимо четкое и ясное понимание детьми своих прав и обязанностей, формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития. Здесь необходима четкость, последовательность, требовательность со стороны взрослых при соблюдении всех условий первого этапа. Осознание прав и обязанностей закладывает основы позитивного мировоззрения человека, понятия справедливости и нравственных основ жизни общества. Так же, как и на первом этапе, воспитатели должны быть безусловным образцом поведения и отношения ко всем окружающим и различным сторонам социальной жизни воспитанников.

Второй этап направлен на организацию жизни ребенка в каждом конкретном учреждении и предполагает разработку программы его вхождения в детский коллектив, освоение социальных навыков, активное включение в жизнь детского дома. Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка в каждом конкретном учреждении и по длительности продолжается от трех месяцев до самостоятельного выхода в жизнь.

На

третьем этапе реализации программ по коррекции проблем социализации детей упор должен быть сделан на формировании навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности, - на основе понимания прав и обязанностей каждого человека, а также - на основе теплых человеческих отношений, дружбы и привязанности, сформированных на первом этапе.

Третий этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационно-развивающей работы с детьми (медицинской, педагогической, коррекционно-развивающей, психологической, социальной и т.д.). Предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течение всего времени пребывания в учреждении. Если на первом этапе реабилитация была направлена на удовлетворение базовых потребностей ребёнка, прежде всего в безопасности и физиологическом комфорте, то здесь она направлена не только на восстановление, но и на развитие. Придаётся импульс к развитию коммуникативных навыков, лидерских и творческих способностей, а также к реставрации таких личностных новообразований как автономия, инициативность, компетентность, личностная идентичность (А. Маслоу, Э. Эриксон). На этом этапе организуется социально-ориентированое обучение детей через тренинги социальной компетентности, творческого самовыражения, эффективного взаимодействия, а также разрабатываются и реализуются программы индивидуального сопровождения (консультации, психотерапия, индивидуальные занятия по отдельным предметам, правовой всеобуч).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Реализация молодежной политики в сфере культуры
Поддержка и развитие художественной самодеятельности молодежи в крае ве­дется через проведение конкретных ежегодных мероприятий. Совместно с Союзом Молодежи Ставрополья проводились такие мероприятия, как краевой чемпионат по современному ...

Противоречия модернизации
Но было еще одно крупномасштабное противоречие, которое с нарастающей силой проявилось в последние два века существования Российской империи: между государственным единством этого огромного разнородного конгломерата и потребностью обществ ...

Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX - начале XX в.
Для западноевропейской и североамериканской литературы и искусства первой половины XIX в. характерно преобладание идейного и художественного направления, возникшего в конце предыдущего столетия и получившего название романтизм. Действите ...