SociologyZone
подробно о социологии

Принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации ребенка в детском доме
Страница 2

Материалы и статьи » Проблемы социализации ребенка в детском саду » Принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации ребенка в детском доме

Деятельность по интересам: для детей, у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе (а это становится серьезным препятствием на пути взаимодействия ребенка с другими), деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях. Особое значение имеет для подросткового и предподросткового возраста. Деятельность по интересам для детей-сирот - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.

Трудовая: труд для воспитанников детского дома - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в детском доме должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до предпринимательской деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками в детском доме должна занять профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников - подростков, покидающих детский дом, овладение ими одной или несколькими профессиями. Это поможет им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысит чувство уверенности в себе.

Игровая: важнейшее средство развития воспитанников. Особое значение имеет для дошкольников и младших школьников. Однако жизнь этих детей была лишена игры и нормального развития. Дети-сироты принадлежат к той категории детей, которые в детстве "не доиграли". Дети-сироты практически не умеют играть. Научить их различным видам игровой деятельности - задача психологов и педагогов детских домов.

В качестве основных компонентов воспитательной системы детского дома также выделяют следующие: субъекты деятельности, отношения, среду системы. При этом отмечают, что воспитанники детского дома как субъект воспитательной системы обладают рядом особенностей личностного развития, поэтому концепции и модели воспитательных систем, программы воспитания, разрабатываемые в учреждениях интернатного типа, должны учитывать специфику становления личности этих детей и быть ориентированы на решение их проблем. Говоря о системе отношений, исследователи замечают, "что для большинства детских домов характерен авторитарный стиль общения на уровне "взрослый - ребенок" и, как следствие, на уровне "ребенок - ребенок"[16]. Поэтому при создании гуманистической воспитательной системы особенно актуальной становится задача установления подлинно гуманистических отношений, обращение педагога к личности ребенка, к его внутреннему миру (гуманно-личностный подход). Отношения в учреждениях подобного типа должны формироваться по типу семейных отношений на основе любви, заботы, взаимопонимания. Так же, как в хорошей семье, дети должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными".

Говоря о среде детского дома, учёные отмечают её специфические черты. В частности "в отличие от школы детский дом является учреждением закрытого типа. Поэтому воспитательная система является системой замкнутой, ее связи с внешней средой неустойчивы и недолговечны. При коллективном характере воспитания, высокой степени регламентации жизни детей, отсутствии "свободных зон развития" это негативно сказывается на личностном развитии воспитанников детских домов. Поэтому при формировании гуманистической воспитательной системы детского дома необходимо поставить следующие задачи: сделать систему более открытой, расширить "среду обитания" воспитанников, интегрировать систему во внешнюю среду, установить постоянные и глубокие контакты с социумом".

Каждое учреждение общественного воспитания имеет своё лицо, которое определяется его спецификой, кадровым и творческим потенциалом, различиями в педагогическом опыте и предпочтениями в отношении той или иной педагогической концепции, особенностями жизненной ситуации воспитанников (дети, не знающие семьи, дети, имеющие опыт проживания в неблагополучной семье). Вместе с тем существуют общие принципы и закономерности воспитательных систем, которые необходимо знать и использовать в социально-педагогической работе по преодолению проблем социализации детей в детском доме. К ним относятся следующие педагогические принципы:

Принцип гуманизма - предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не средству воспитания; безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в т. ч. его право на ошибку, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет положительного стимулирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Сущность нормирование труда
Установление обоснованных соотношений между мерой труда и мерой затрат на него способствует нормирование труда. Сущность нормирования труда заключается в процессе установления меры труда, то есть обоснованных норм затрат рабочего времени ...

Приложения
Приложение 1 1.Численность безработных в Республике Бурятия. (на конец месяца) октябрь 1998 2003 2004 2005 2006 Общая численность безработных, тыс.человек 95 79,1 67,9 63,6 60,6 Из них: студенты ...

История благотворительности в XIX – 90 года XX веках
Система призрения, созданная Петром Великим и развитая в некоторых, наиболее желательных частях своих Екатериной II, оказалась очень прочной и устойчивой. Уже это одно обстоятельство свидетельствует, что во многом она была правильной и со ...