SociologyZone
подробно о социологии

Реабилитация и социальная адаптация наркоманов
Страница 2

- тренинг, направленный на формирование умения бороться со стрессами без употребления наркотиков;

- развитие умения распознавать форму агитации наркотических среды и сопротивляться ей;

- тренинг отказа, развитие способности сказать «нет»;

- развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции;

- программы физического развития организма – двигательные и дыхательные гимнастики.

Комментируя структуру приведенных реабилитационных программ, их авторы особо подчеркивают, что «в каждом из этих направлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей. Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению к действительности».

По сути дела, на этом этапе должно начаться формирование императива самосохранения. Человек начинает осмысливать свою судьбу, положение, в которое он попал, возможность и необходимость полноценной жизни в обществе. Перед ним реально встают вопросы, обусловленные его желанием найти выход – что делать, как определиться в жизни, как закрепить достигнутое состояние и не сорваться и др.

И если ему не помочь найти ответы на эти вопросы, то именно на этом этапе возможен срыв, а значит, рецидив. Обстоятельства, провоцирующие рецидив, - самые обычные: ссоры с близкими в семье, школе, вузе; неудачи в учебе и работе, если он начал учиться или работать; неверие окружающих в его выздоровление; отсутствие денег; различные острые внезапные заболевания, даже ОРЗ; перемены погоды. Даже благоприятные события, но несколько неожиданные, могут стать причиной рецидива.

Рецидивы резко ухудшат и без того подорванное состояние здоровья наркомана. Что касается последствий, то можно сказать одно: молодой человек, а тем более ребенок, выйдет из наркотизации (если выйдет) с расшатанным здоровьем и надломленной психикой. Поэтому, нужно удержать от рецидивов – другого пути нет.

Этот этап – прерогатива психотерапевтов. Но они, конечно, тоже не обойдутся без помощи семьи. Тактично пробуждая в человеке чувство собственного достоинства и желание жить без наркотиков, семья может стать серьезной опорой специалистам в этой работе. Никаких разговоров о наркотиках вообще, даже безотносительно к нему, в семье вестись не должно. Такие разговоры неизбежно обостряют депрессию, затрудняя выход из нее. И, конечно, никаких упреков по поводу того, что семье и всем ее членам пришлось пережить и перенести.

На четвертом этапе формируется система психологических самооценок, осознания преимущества своего нового физического и мировоззренческого состояния бывшего наркомана над состоянием вчерашнего активного наркомана. Именно осознание этого преимущества составляет основу для формирования оценочного отношения к наркомании и наркотизму как к асоциальным явлениям. А это уже реальный путь к психологическому освобождению от наркотической зависимости.

Хорошо бы именно в это время помочь ему найти что-то, что решительно отвлекло бы его от воспоминаний о наркотиках, - работу, загружающую физически и умственно, спорт.

Наконец, пятый этап – социальная адаптация бывшего наркомана, выздоравливающего человека.

Здесь задача совершенно конкретная: вернуть человека семье, учебе или работе, которые он давно бросил. Трудность задачи в том, что наркотики отняли здоровье молодого человека, превратили его почти в развалину, подавили его силу воли.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Особенности адаптации осужденного к местам лишения свободы
Каждому осужденному необходимо пройти сложный начальный период социальной адаптации к условиям исполнения наказания. Исключение могут составлять только рецидивисты, которые неоднократно отбывают наказание в виде лишения свободы, не испыты ...

Новая квалификация – новые возможности
Иногда человек чувствует, что ему необходимо снова сесть за парту, чтобы вырваться из замкнутого круга хронических неудач, но не знает, чему конкретно надо учиться. В такой ситуации прежде всего стоит добиться направления к специалисту по ...

Уровни, формы и методы управления трудом
В общем виде управлениеозначает воздействие на что-либо с целью упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Управление можно определить как некоторый тип взаимодействия между субъектами и объектами. Функ ...