SociologyZone
подробно о социологии

Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика

Материалы и статьи » Основные понятия социологии » Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика

Социальная группа - совокупность индивидов с общим социальным признаком, образующих устойчивое объединение. Частные социальные группы имеют такие признаки: взаимодействие членов групп напрямую, их личное знакомство между собой; небольшое количество участников (от 2-3 до 20-25 человек). Для малой социальной группы характерны внутригрупповые взаимодействия.

Групповая динамика представляет собой взаимосвязи членов группы и их внутригрупповое взаимодействие. К ним относят вопросы лидерства, принятия общего решения, конфликты и др. В процессе взаимодействия участник малой группы начинает отождествлять свои потребности с потребностями группы. Человек в малой группе постоянно на виду, а потому его поведение контролируется в большей степени. Такой контроль не обязательно осуществлять напрямую, так как индивид предугадывает реакцию других людей на его поступки и соответственно корректирует свое поведение.

Внутри малой группы вырабатываются свои стандарты поведения, нормы и традиции. У малой группы есть лидер. Лидер - тот член группы, за которым закреплена большая часть ответственности за ее деятельность. Лидер может быть формальным и неформальным. Формальный лидер становится таковым в соответствии с определенной процедурой, официально. Неформальный лидер является авторитетом для членов группы, так как его поведение соответствует нормам и ценностям, принятым в данной группе.

Лидер не всегда бывает единственным. Может возникнуть ситуация, при которой решения принимаются не определенным человеком, а всеми участниками, или в этой группе может не быть никого, способного выполнять функции лидера.


Другое по теме:

Экономико–статистический анализ и прогнозирование безработицы. Экономический анализ безработицы
Привычным явлением для некоторых категорий населения стала безработица. В 2005 году из общей численности трудовых ресурсов 252,4 тыс. человек или 30,4 % не занято в экономике. Из них 54,1 тыс. человек – это лица, не имеющие работы или дох ...

Формирование концепта идентичности в истории социологической науки
Становление проблематики идентичности происходило в области обще- и социально-психологических исследований личности. Широко понятие «идентичность» стало применяться не ранее середины XX века. Эволюция проблемы идентичности от появления п ...

Мониторинг экономики образования как метод наблюдения в социологическом исследовании. Цели, задачи, реализация мониторинга экономики образования
Оставаясь важнейшей социальной отраслью, обеспечивающей потребности человека в получении знаний, образование все в большей степени ориентируется на потребности рынка, а учреждения образования сами становятся его экономическими субъектами. ...