Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика
Социальная группа - совокупность индивидов с общим социальным признаком, образующих устойчивое объединение. Частные социальные группы имеют такие признаки: взаимодействие членов групп напрямую, их личное знакомство между собой; небольшое количество участников (от 2-3 до 20-25 человек). Для малой социальной группы характерны внутригрупповые взаимодействия.
Групповая динамика представляет собой взаимосвязи членов группы и их внутригрупповое взаимодействие. К ним относят вопросы лидерства, принятия общего решения, конфликты и др. В процессе взаимодействия участник малой группы начинает отождествлять свои потребности с потребностями группы. Человек в малой группе постоянно на виду, а потому его поведение контролируется в большей степени. Такой контроль не обязательно осуществлять напрямую, так как индивид предугадывает реакцию других людей на его поступки и соответственно корректирует свое поведение.
Внутри малой группы вырабатываются свои стандарты поведения, нормы и традиции. У малой группы есть лидер. Лидер - тот член группы, за которым закреплена большая часть ответственности за ее деятельность. Лидер может быть формальным и неформальным. Формальный лидер становится таковым в соответствии с определенной процедурой, официально. Неформальный лидер является авторитетом для членов группы, так как его поведение соответствует нормам и ценностям, принятым в данной группе.
Лидер не всегда бывает единственным. Может возникнуть ситуация, при которой решения принимаются не определенным человеком, а всеми участниками, или в этой группе может не быть никого, способного выполнять функции лидера.
Другое по теме:
Социальная сущность удовлетворенности трудом
Удовлетворенность трудом
– это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих требований. Удовлетворенность трудом – это оцен ...
Безусловно позитивное отношение
Это понятие определяется как «признание ценности другого человека» или просто как «принятие» другого человека. Клиент – это человек с чувством собственного достоинства и его человеческое существование ценно само по себе. Необходимо, чтобы ...
Методы, типы и формы разрешения социально-трудовых конфликтов
Существует ряд методов разрешения социально-трудовых конфликтов, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на следующие группы: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действ ...