SociologyZone
подробно о социологии

Огюст Конт

Конт Огюст (Comte Auguste) (19 января 1798 – 5 сентября 1857, Франция, XIX в. - французский философ, социолог, основатель школы позитивизма (рис. 1). Социология как высшая ступень венчала иерархию основных наук: математика — астрономия — физика — химия — биология. Социология призвана изучать законы наблюдаемых социальных явлений, как и любая другая наука, не прибегая к помощи трансцендентных начал. С точки зрения Конта, общественные явления образуют социальный организм и могут быть объяснены как звенья, включенные в его функционирование.

Рис. 1.1 - Огюст Конт

Конт в так называемом “законе трех стадий” (фетишизм, политеизм, монотеизм) исторического развития предложил тот подход к объяснению религии как социального явления, который был развит позже в социологии религии в качестве научной дисциплины. На первой стадии человек объясняет явления природы как порождение особых сил, сверхъестественных сущностей. Теологическая стадия — особый, отличный от двух последних строй мышления, “синтез”, гармонизация противоречивых устремлений, необходимая для того, чтобы социальная система не развалилась. Теологический синтез, последней исторической формой которого был христианский монотеизм, образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни на первой стадии ее развития. Для этой стадии характерны господство духовенства и военно-авторитарные режимы.

Теологический порядок вещей расшатывает социальный прогресс; с ростом интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религиозные убеждения. Вместе с падением веры начинается распад основывавшихся на ней социальных связей.

Сначала Конт полагал, что основу нового социального порядка сможет составить наука, позитивное знание, точнее, социология: новое общество будет промышленно развитым и мирным обществом. Позднее, разочаровавшись в возможности науки осуществить социальное переустройство, Конт пришел к идее о необходимости “второго теологического синтеза” и предложил своего рода теократическую утопию, основанную на культе человечества как единого “Великого существа”.


Другое по теме:

Рекомендации по решению проблем социализации детей в детском доме
Проанализировав данные диагностики и выявив основные социально-психологические проблемы воспитанников детского дома, мы разработали следующие рекомендации для решения проблем социализации детей. 1. Необходимо разработать такую систему ра ...

Изучение особенностей социализации воспитанников детского дома. Методы и организация исследования
Для практического изучения проблем социализации детей в детском доме нами было организовано и проведено исследование. В исследовании приняли участие 30 подростков - воспитанников детского дома. Эксперимент проходил на базе Детского дома № ...

Методы, применяемые в технологии социального патронажа
Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. рассматривают процесс социального патронажа через применение ряда технологий (методов): - коррекция; - психотерапия; - обучение; - репетирование; - моделирование; - побуждение; - рефлексия; - посред ...