Ценность и доступность высшего профессионального образования в РоссииСтраница 1
В 2002-2003 гг. были реализованы первые два этапа научного проекта «Формирование системы мониторинга экономики образования», осуществляемого Государственным университетом - Высшей школой экономики.
По утверждению Е.В. Савицкой [32], проводимые социологические обследования показывают, что с точки зрения населения, высшее профессиональное образование становится инструментальной ценностью и необходимым условием успешной жизнедеятельности. Широкомасштабный опрос семей, осуществленный в 2003 г. Фондом «Общественное мнение», продемонстрировал, что 88% российских граждан признают важность наличия высшего образования в современных условиях. Среди столичных жителей такого взгляда придерживаются 92% респондентов (рис. 1.4). При этом две трети российских семей рассматривают высшее профессиональное образование как абсолютную ценность.
Рис. 1.4. Как Вы считаете, в наше время важно или неважно иметь высшее образование? (Распределение ответов в семьях с детьми; в процентах) [32, с.46]
Ярко выраженная установка на получение высшего образования характерна не только для родителей, но и для самих детей. Часто даже включенные в систему профессионального образования юноши и девушки считают, что учебное заведение, в котором они учатся, не является последним этапом их образования. На это указывают представленные аналитической службой ВЦИОМ результаты опроса студентов подмосковных ПТУ и московских вузов, проведенного в сентябре 2001 г. (таблица 2.1). Только 31% учащихся профессионально-технических училищ полагают, что знаний, полученных в системе НПО, достаточно для успешной жизнедеятельности. 54% считают предпочтительным более высокий уровень образования.
Таблица 2.1 Распределение ответов на вопрос: «Какое образование, на Ваш взгляд, дает человеку наилучшие возможности в жизни?» (в процентах) [32, с.46]
Студенты ПТУ |
Студенты ВУЗов | |
Начальное образование |
- |
- |
Неполная средняя школа |
- |
1 |
Средняя школа (10-11 классов) |
9 |
1 |
Профессионально-техническое училище (ПТУ) |
31 |
1 |
Техникум, среднее специальное училище |
12 |
2 |
Один ВУЗ (институт, университет, академия) |
25 |
36 |
Два ВУЗа (института, университета, академии) |
13 |
44 |
Аспирантура, адъюнктура, ординатура и т.п. |
4 |
14 |
Другое |
- |
- |
Затрудняюсь ответить |
6 |
1 |
Важно, что в последнее время получила значительное распространение ориентация на два высших образования. Даже 13% учащихся ПТУ указывают на необходимость обучения в двух вузах. Среди студентов высших учебных заведений такой точки зрения придерживается 44% из числа опрошенных. При этом только 14% студентов считают важным дальнейшее обучение в аспирантуре. Такое распределение образовательных стратегий демонстрирует снижение социального статуса научных работников в настоящее время и повышение роли высшего образования при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу. По данным Всероссийского опроса, проведенного летом 2003 г. аналитической службой ВЦИОМ, среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет 20% респондентов твердо нацелены на получение второго высшего образования, а 6% из числа опрошенных получают его в настоящий момент. При этом среди людей с наиболее высоким уровнем дохода доля лиц, имеющих или собирающихся получить второе высшее образование, существенно больше.
Другое по теме:
Соотношение городского и сельского населения в республике Коми за 10 лет
Динамика городского и сельского населения за 1996-2005гг. в республике Коми.
Год
На начало года, тыс. чел.
В % к общей численности населения
все население
городское
сельское
городское
сельское
1996
1185 ...
Нужна ли России идеология?
На протяжении исторического существования Россия за исключением кратковременных перерывов имела государственную идеологию. Периоды безыдейности всегда совпадали с дестабилизацией государства. Идея самодержавия пошатнулась во времена Смуты ...
Зачем нужна выборка
Причина заинтересованности в выборках связана с тем, что выборочная процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода, т.е. рассуждения по схеме «от частных наблюдений — к общей эмпирической закономерности». Так ...